Антикомплаенс. На тёмной стороне

Казахстанским законодательством для банков второго уровня определена необходимость создания подразделения, ответственного за управление комплаенс-риском[spoiler], под которым понимается вероятность возникновения потерь вследствие несоблюдения банком и его работниками требований законодательства Республики Казахстан, нормативных правовых актов Национального Банка, внутренних документов банка, регламентирующих порядок оказания банком услуг и проведения операций на финансовом рынке, а также законодательства иностранных государств, оказывающего влияние на деятельность банка. Похожие требования установлены и для страховых организаций.

Соответственно, основные задачи подразделения по комплаенс включают в себя минимизацию комплаенс-риска и недопущение последствий, вызванных несоответствием деятельности банка вышеуказанным требованиям.

В рамках исполнения таких задач подразделение по комплаенс совместно с иными подразделениями разрабатывают свои инструменты или имплементируют уже готовые решения, позволяющие осуществлять эффективный комплаенс-контроль (от англ. compliance - соответствие).

Стоит отметить, что интерес к комплаенс-контролю существует довольно давно. Многие иностранные и не только компании давно осознали необходимость создания надежных систем управления рисками и внутреннего контроля, и содержат в своем штате соответствующих работников (так называемых комплаенс-офицеров). На постсоветском пространстве данный тренд также присутствует и обусловлен не только регуляторными требованиями, но и желанием самих организаций обезопасить свой бизнес.

В зависимости от сферы деятельности понятие комплаенс-риска может варьироваться, но в целом концепция остается неизменной, и зависит от сферы деятельности организации и требований, распространяющихся на нее.

Важными элементами системы управления комплаенс-риском являются политики "Know Your Customer" и "Know Your Employee", в рамках которых организация проводит проверку лиц, с которыми вступает в деловые или трудовые отношения.

Руководствуясь политикой "Know Your Customer" организация запрашивает и анализирует материалы и информацию о потенциальных клиентах, чтобы обезопасить себя от различных негативных последствий, в частности, связанных с незаконными мотивами и действиями таких лиц.

В целях обхода (по различным причинам) вышеуказанных процедур, не совсем честные персоны и компании могут прибегнуть к услугам лиц или организаций, помогающих обойти требования законодательства и внутренних процедур организации в части комплаенс-контроля.

Учитывая направленность упомянутой деятельности и ее антоганизм комплаенс-контролю назовем ее "антикомплаенс" (англ. anti-compliance).

Между антикомплаенс и консультационными услугами есть едва заметное, но очень важное различие.. Если классические консультационные услуги направлены (в большинстве своем) на защиту клиента от нарушений со стороны поставщика услуг или товаров, то антикомплаенс направлен на целенаправленное нарушение и обход требований законодательства и внутренних процессов организации с целью осуществления преступных действий (отмывание денег, финансирование терроризма и экстремизма), используя в своих целях доброе имя, ресурсы и статус организации.

Услуги антикомплаенс могут быть довольно разнообразными и изощренными, начиная от разработки фейковых сайтов и документов до создания респектабельной ширмы для весьма сомнительных персон и компаний или даже подкупа работников организации.

326526_sepik.jpg

Учитывая вышесказанное, подразделения по комплаенс, а также иные подразделения и специалисты, осуществляющие подобные функции, должны быть готовы к новым вызовам и осуществлять постоянное совершенствование систем контроля, в том числе путем усиления процессов выявления преступных элементов и подозрительных операций, модернизации специального программного обеспечения, постоянного обучения специалистов подразделения по комплаенс и иных работников организации. Роль данных мероприятий трудно переоценить так как комплаенс-контроль не только защищает бизнес от возможных потерь, но и в целом положительно сказывается на декриминализации экономики.
Рекламодателю
Наминация