Немного об ответственности, комплаенс и зоне комфорта

Когда то давно, когда мне было 6 - 7 лет, я отдыхал в лагере и мы с местной ребятней решили подняться на довольно высокую и крутую гору[spoiler].

Впереди поднимались, почти ползли ребята постарше, я следовал за ними, а после меня ползли совсем маленькие ребятишки.

В какой то момент я увидел, что сверху на меня стал катиться крупный валун. Первое решение возникло мгновенно - нужно приподняться на руках и дать камню пройти подомной. Вроде бы абсолютно правильное и своевременное решение, но было одно "но" - я вспомнил, что за мной следуют малыши, которые наверняка не смогут отползти или каким то иным способом избежать столкновения с этим валуном.

Именно в этот момент я понял, что должен удержать этот камень собой. Было страшно, но я смог удержать камень, когда он начал катиться подомной я прижал его телом к земле. Камень сдвинул меня вниз на пару сантиметров, но удержать его получилось.

Пожалуй, именно в этот день я понял, что такое принимать сложные и ответственные решения.

Как же это было давно. Сейчас же мир быстро меняется, продолжается борьба с коронавирусом, с частой периодичностью санкционные списки пополняются новыми людьми и организациями, практически каждый день меняется законодательство, которое старается поспеть за преобразованиями на финансовом рынке.

В таких реалиях комплаенс-офицерам и юристам остается лишь противостоять новым вызовам и поддерживать себя в достаточной профессиональной форме. Ведь специалист, который не развивается, непременно деградирует.

На прошлой неделе прошел Евразийский форум комплаенс-офицеров и руководителей юридических служб, на котором меня пригласили выступить.

В этот раз решил отказаться от тем, связанных с построением систем управления комплаенс-риском или противодействием отмывания денег, а поделился своим опытом в части профессионального развития и совершенствования. Небольшой выдержкой поделюсь и здесь.

Откину различные сертификационные программы или платные курсы, которых полон интернет, а затрону несколько способов, которые позволяют мне держать себя в тонусе:

1. Work-life balance
Комплаенс в зависимости от сферы деятельности может отличаться. В одном случае специалисты с важным видом обсуждают этические и теоретические вопросы, попивая кофе из Starbucks, во втором случае они погружены в рутину, из которой не могут выбраться годами. Не скажу, что какой то из этих путей правильный, но зачастую специалист должен уметь находить во всем этом баланс - баланс между высокой эффективностью и достаточной генерацией творческих идей, ну и разумеется достичь баланса между работой и жизнью, чтобы не перегореть через несколько лет от неуменьшающейся операционной текучки.

2. Менторство
Развивая других - мы развиваемся сами. Иногда важно выйти из роли хорошего исполнителя или управленца, а стать, например, ментором, рассказывая узкому или широкому кругу лиц полезные лайфхаки, которые позволят начинающим специалистам стать более толковыми.
Быть полезным обществу это всегда правильно, ну и мотивирует на еще более интересные свершения. И да, круто когда это делаешь не за деньги)

3. Обмен опытом с коллегами
Вы отлично знаете свою работу и работаете как швейцарские часы, но попробуйте взглянуть на построенный вами процесс глазами своего коллеги из другого подразделения, ему в свою очередь дайте взглянуть на процесс уже вашими глазами. Так называемый "День наоборот", когда вы меняетесь ролями с коллегами из другого подразделения, может положительно сказаться на коммуникации, обмен же ролями руководителя и менее опытных специалистов одной команды позволит также повысить эффективность внутри одного конкретного коллектива или всей компании в целом.

4. Выход из зоны комфорта
В какой то момент руководитель может достигнуть определенного уровня, на котором все процессы внутри подразделения или компании работают практически идеально, а все задачи мгновенно реализуются ответственными подчиненными, которым они были делегированы. Казалось бы отличная ситуация, но она может нести в себе риск того, что ваше развитие остановилось, а все вокруг скорее всего стало вашей зоной комфорта.
Именно поэтому важно периодически выходить из нее. Идти за новыми интересными проектами, которые "закинут вас в поле и заставят как раньше засучить рукава", сделают вас еще большим профессионалом и не дадут чахнуть в зоне комфорта.
Рекламодателю
Наминация