Чем рискуют вкладчики ЕНПФ, когда на их деньги кредитуют экономику

19.08.2016

Источник: Forbes Kazakhstan

Напомним, в среду, 17 августа, на брифинге в Астане глава Банка развития Казахстана Болат Жамишев подробно рассказал, на каких условиях и почему БРК вкладывает деньги ЕНПФ в строительство Mega Silk Way и другие проекты. Г-н Жамишев также сообщил, на какие цели и на каких условиях банк привлек деньги ЕНПФ путем выпуска облигаций на Казахстанской фондовой бирже. Так, 65 млрд тенге были привлечены на проекты ГПИИР-2, 15 млрд тенге – на достройку Mega Silk Way, 17,5 млрд тенге – на производство вагонов, 30 млрд тенге – на кредитование экспортеров в обрабатывающей промышленности. Сроки обращения облигаций банка составляют от 3 до 15 лет, ставка вознаграждения – 14-15% годовых.

Forbes.kz попросил экспертов рассказать, правильным ли было решение о предоставлении из ЕНПФ Банку развития Казахстана заимствований для кредитования экономики.

Управляющий партнер Tengri Partners Ануар Ушбаев говорит: ввиду особого законодательного статуса БРК и его приближенности к государству в случае необходимости финансовой поддержки, его объективно стоит признавать «надежным эмитентом, как минимум, в национальной валюте».

- При ставке кредитования 14-15% годовых на срок от 3 до 15 лет, согласно заявлению Болата Жамишева, я считаю, это очень интересно для тех вкладчиков, чьи сбережения по той или иной причине вынуждены храниться в тенге. Поскольку все мы, граждане, являемся каптивными клиентами ЕНПФ в тенге, то уж лучше пусть эти средства будут инвестированы в БРК под 15%, чем в бумаги Минфина под гарантированно отрицательные реальные проценты, с поправкой на инфляцию, - резюмирует Ануар Ушбаев.

Начальник отдела управления активами АО «Казкоммерц Секьюритиз» Айвар Байкенов согласен с г-ном Жамишевым в том, что БРК действительно один из самых надежных заемщиков на локальном рынке, что обеспечивает сохранность пенсионных денег.

- То есть, по сути, государство дает гарантию за возврат инвестированных в покупку облигаций БРК средств. Стоит также отметить, что ЕНПФ в случае с БРК осуществлял инвестиции на рыночных условиях: доходность облигаций составляла 14-15%. С учетом текущего дефицита хороших бумаг на локальном рынке ценных бумаг, которые предлагали бы хорошую доходность при низком уровне риска, причем на длительный срок, такие инвестиции со стороны ЕНПФ выглядят весьма обоснованно, - считает эксперт.

Все было бы намного хуже в плане доходности для пенсионного портфеля в случае, если бы покупались государственные ценные бумаги, по которым ставка могла оказаться существенно ниже рыночных. А риск, по сути, в обоих случаях одинаковый и минимальный.

- Хотелось бы признаться, что многие профессиональные участники фондового рынка и их клиенты готовы были также инвестировать большие суммы в облигации БРК, но, к сожалению, доступа к этим размещениям никому, помимо ЕНПФ, не дали, - резюмирует спикер.

Директор ТОО «BRB Invest» Галим Хусаинов говорит, что в данном случае нужно смотреть на риски размещения денежных средств ЕНПФ.

- Риск ЕНПФ ложится на БРК, а вот БРК уже берет риски по заемщикам. Поэтому, когда многие аналитики пытаются переложить риски БРК на ЕНПФ, они не совсем правы. ЕНПФ не несет риски за проекты, в том числе на проекты Mega, ЭКСПО или какие-либо другие. Эти риски несет БРК. Так как БРК находится под государственным контролем, то, в принципе, при оценке риска, можно ориентироваться как на риски по государственным ценным бумагам, которые в текущих условиях наименее рискованные, если сравнивать их с другими заемщиками, - полагает эксперт.

Генеральный директор VTB Capital I2BF Адиль Нургожин рассуждает: если смотреть на ситуацию с точки зрения того, что через БРК на рынок уйдет лишь часть портфеля ЕНПФ, то это совершенно нормальная ситуация. Ведь деньги направляются на возвратной основе по достаточно хорошей ставке, близкой к рыночной – под 14-15%.

- И, потом, у БРК один из самых высоких кредитных рейтингов в стране. О качестве портфеля банка я не берусь судить, но ликвидность в БРК есть, - полагает эксперт. - Учитывая все это, ничего страшного в финансировании проектов БРК пенсионным фондом я не вижу. Тем более как такого рынка ценных бумаг у нас уже нет, единственный игрок у нас теперь – ЕНПФ (хотя раньше было три десятка пенсионных фондов, управляющие и страховые компании). Поэтому логично, что ЕНПФ диверсифицирует свой портфель. В целом, на мой взгляд, пенсионные деньги надо возвращать в конкурентную среду, чтобы в управлении ими была реальная конкуренция. И у вкладчиков должен быть выбор. Но пока имеем то, что имеем.

С обывательской точки зрения, говорит Адиль Нургожин, конечно, можно понять вкладчиков единственного пенсионного фонда, которые переживают за свою пенсию. Поэтому всякого рода манипуляции с пенсионными деньгами вызывают живой интерес и не всегда обоснованную критику. А критикуют в основном те, кто не понимает, что реально происходит. Но если разбираться в ситуации, то становится понятно, что «государство, по сути, перекладывает деньги из одного кармана в другой: не стоит забывать, что речь идет о двух квазигосударственных компаниях, а кредиты в таких структурах достаточно надежные».

- Вот если бы пенсионный фонд напрямую давал деньги какому-то частному эмитенту, той же Mega, например, тут другое дело, это было бы неправильно – у пенсионного фонда очень консервативное инструменты и ими надо аккуратно пользоваться, - размышляет г-н Нургожин. – Кстати, что касается финансирования строительства Mega Silk Way в Астане. Я считаю, всё, что связано с торговлей - более ликвидное. Деньги здесь более или мене короткие и оборачиваемость у них быстрая, чем, например, при строительстве завода. И это важно, потому что речь идет о наших с вами деньгах. Не вижу проблем и с точки зрения сохранности и возможности быстро вернуть деньги в случае необходимости.

Подводя итог, Адиль Нургожин заявляет: разговоры о прозрачности сделок – «это вопрос коммуникаций». Поэтому вкладчикам надо подробно рассказывать, на что пойдут их деньги, и тогда кривотолков будет меньше.

Напомним, что г-н Жамишев на недавнем брифинге признался, что ЕНПФ для БРК - дорогой на сегодня источник денег, и «в целом, для активов банка заимствования из ЕНПФ - это незначительная часть фондирования».
Возврат к списку новостей
Рекламодателю