Прочитал про спор между Мегой и арендаторами ее площадей.

У арендаторов подорожали товары (так как большая часть - импорт) и в количественном выражении торговля падает (это упал платежеспособный спрос населения)[spoiler], а у Меги - валютные кредиты. По сути, спор о том, кто на себя возьмет расходы, возникшие вследствие девальвации. Пока Мега предложила поднять расчетный курс до 210 (это 13-14% роста), еще часть расходов возьмут арендаторы через уменьшение рентабельности, а еще часть возьмет население через рост цен.
Но такое разделение долго не продлится. Банк, кредитующий Мегу, вряд ли переведет валютный кредит в тенге по старому курсу. Поэтому Мега будет вынуждена повышать аренду. Поэтому продавцы будут вынуждены повышать цены. Единственный компонент, который будет позволять повышать аренду и цены меньше уровня девальвации - это неповышение зарплат персонала. Но рост цен без повышения зарплат означает снижение продаж, прибыльности и последующее сокращение персонала. В конечном счете население возьмет расходы по девальвации на себя, или грубо говоря, обеднеет. Чтобы продажи сохранились в количественном выражении, то надо всем поднять зарплаты. Правда, тогда будет финальный виток роста цен. И как следствие инфляция догонит девальвацию.
Не совсем понимаю, что там НПП делает, так как они просили девальвацию. Я бы их вообще на переговоры не пускал, разве что с условием, что они закроют курсовую разницу по валютному кредиту. В этой истории не виноваты ни Мега, ни арендаторы. Виноваты те, кто требовал девальвации безо всяких сопроводительных мер, без расчетов, без комплексных планов. Хотя имели все возможности. В течение 10 месяцев с момента первого требования.
  • Блог Олжаса Худайбергенова
Рекламодателю
Наминация