30.04.2025
Источник:
Tengrinews
Как сообщил председатель правления "КазАвтоЖола" Дархан Иманашев, за 2024 год на платных автомобильных участках Казахстана было собрано 48 миллиардов тенге, передает Tengri Auto.
В 2025 году компания планирует удвоить эту сумму - до 100 миллиардов тенге.
Из 100 миллиардов тенге, запланированных к сбору:
около 60 миллиардов тенге планируют направить на эксплуатационные расходы. В эту сумму входят работы по очистке трасс, ямочному и текущему ремонту, обслуживанию освещения и замене дорожных знаков;
около 30 процентов доходов (порядка 30 миллиардов тенге) расходуется на капитализацию, в первую очередь - на закуп специализированной дорожной техники.
"Других источников финансирования для закупки техники или капитальных вложений в рамках этой программы в госбюджете не предусмотрено - все покрывается исключительно из доходов от платности", - добавил Дархан Иманашев.
Представитель "КазАвтоЖола" подчеркнул, что с расширением сети платных дорог увеличиваются и расходы. Увеличение доходов не связано с ростом прибыли, а обусловлено тем, что вводятся новые платные участки и вместе с ними пропорционально растут затраты на их содержание. Иными словами, прибыль не максимизируется, а баланс расходов и доходов сохраняется.
Также уточняется, что не все платные дороги приносят прибыль. В стране есть как доходные, так и убыточные участки. К примеру, один из северных участков ежегодно генерирует убытки примерно в один миллиард тенге. Таких убыточных трасс в системе около четырех, в частности, автодорога Астана-Щучинск. Но доходные участки позволяют компенсировать их минус и сохранять общий финансовый баланс всей платной системы.
Напомним, что с начала 2025 года автомобилисты Казахстана совершили более 12 миллионов поездок по платным дорогам.
По данным "КазАвтоЖола", наиболее востребованным маршрутом стал участок Шымкент – граница Узбекистана, на котором зарегистрировано 1,98 миллиона поездок.
Второе место занял маршрут Алматы – Конаев с 1,88 миллиона поездок.
На третьем месте - трасса Шымкент – Тараз, по которой прошло 1,2 миллиона автомобилей.
Четвертая позиция принадлежит дороге Тараз – Кайнар с 1,02 миллиона поездок.
Пятое место занимает трасса Шымкент – Кызылорда, по которой прошло 970 тысяч автомобилей.
Следующий участок – Алматы – Хоргос, на котором зарегистрировано 929 тысяч проездов.