Ожесточенная борьба за выживание, клиента и прибыль

22.10.2015

Источник: КАПИТАЛ

Страховой рынок не стал исключением в цепочке секторов, которые «зацепили» свободно плавающий курс и экономическая нестабильность в стране. Однако, полагают аналитики, рынок продолжит расти, хотя и не столь стремительными темпами, как раньше. Более того, происходящая ситуация может привести к увеличению сделок слияний и поглощений, в случае же замедления роста на 5-10% они не исключают уход с рынка некоторых игроков, скорее всего, мелких.

Происходящие кризисные явления будут оказывать негативное влияние на рост страхового рынка Казахстана в 2015 и 2016 годах, считает Шакир Иминов, исполнительный директор СК «Евразия». Тем не менее, прогнозирует он, рынок будет медленно, но развиваться, однако уже не в количественном аспекте (не по объему собранных премий), а в качестве – повышение конкуренции на и без того сверхконкурентном рынке позволит страхователям покупать продукты с большим объемом покрытия за меньшие деньги. С другой стороны, он не исключает увеличения убыточности страховщиков и снижения их возможности исполнять принятые на себя обязательства. «Доля рынка компаний, ответственно относящихся к управлению рисками, будет увеличиваться. Страховщики же, предпочитающие демпинг, а впоследствии долгоиграющие суды с клиентами, постепенно и довольно болезненно уйдут с рынка. Страхователи будут более тщательно подходить к выбору страховщика, пытаясь найти баланс между ценой и качеством страховых услуг», – добавил представитель СК «Евразия».

«Большого прироста объемов страховых премий к концу года ожидать не стоит, так как в целом за прошедшие месяцы текущего года рост страхового рынка был невелик: за первое полугодие – рост 4,5% по отношению к аналогичному периоду 2014 года, за 8 месяцев этого года – 6,6%. Скорее всего, к концу 2015 года прирост премий сохранится на уровне 5-7%», – прогнозирует Олег Ханин, председатель правления СК «Коммеск-Өмір».

Нуржан Есимханов, директор департамента регионального и личного андеррайтинга «СК «Казкоммерц-Полис», считает, что в 2015 году темпы прироста страховых взносов будут ниже инфляции, реальный объем страхового рынка сократится.

«Что касается падения темпов сбора страховой премии, то на этот показатель, безусловно, повлияет снижение экономической активности. Многие клиенты предпочитают в этот период экономить. Если говорить о сегментах страхового рынка, то, скорее всего, просядет сектор добровольного розничного страхования. Сдерживающее влияние на рост рынка окажут сокращение продаж автомобилей, снижение темпов прироста автокредитования», – отметил представитель «Казкоммерц-Полис».

Между тем, добавляет он, в 2015 году – первой половине 2016 года страховые тарифы расти не будут, так как между страховщиками существует жесткая конкуренция, стоит задача сохранить клиентов, а в связи с девальвацией покупательская способность будет падать. Что в итоге, по его словам, повлияет на уровень доходности бизнеса. Он также отметил, что страховщики будут стремиться сохранить тарифы прежними, так как относительно крупных компаний вопрос пока стоит не об убыточности бизнеса, а о его дальнейшем развитии. В данных условиях рост страховых тарифов не совсем логичен. Тем не менее предпосылки для роста тарифов в долгосрочной перспективе существуют, в первую очередь на обязательное страхование ответственности (ОГПО ВТС) и КАСКО.

В то же время, уверен представитель «Казкоммерц-Полис», продолжит расти концентрация казахстанского страхового рынка. «На долю пятерки лидеров приходится 57,1% от совокупного объема собранных казахстанскими страховщиками премий по отрасли «общее страхование»», – добавил Нуржан Есимханов.

Со своей стороны Олег Ханин не видит предпосылок к сокращению числа игроков на страховом рынке, кроме возможного слияния каких-либо компаний для оптимизации бизнес-процессов.

«В случае замедления роста на 5-10% ситуация заставит выйти из игры от 1 до 3 компаний и рынок ждет консолидация за счет сокращения числа мелких, средних и даже крупных страховщиков», – предполагает Шакир Иминов. Он отмечает, что ряд небольших компаний будут куплены более крупными игроками, лишатся лицензии или обанкротятся. «Скорее всего, эти компании будут точно не из топ-10, а из второй-третьей десятки, но в любом случае речь идет о здоровой санации страхового рынка в пользу добросовестных страховщиков», – добавил Шакир Иминов, отметив, что задача остальных игроков и регулятора – сделать этот процесс как можно более безболезненным для клиентов.

Нуржан Есимханов согласен с тем, что кризис больше всего ударит по компаниям, обладающим небольшой долей на рынке и в портфеле которых основное место занимает розничное автострахование.

Новые реалии – новые правила

Игроки страхового рынка также оценили влияние новой денежно-кредитной политики.

По словам главы «Коммеск-Өмір», переход к свободно плавающему курсу тенге отразился, в частности, на увеличении средней стоимости ущерба при осуществлении страховых выплат по таким видам, как обязательное страхование ГПО автовладельцев и КАСКО. Прогнозируется и рост убыточности по страхованию на случай болезни за счет роста цен на импортные медикаменты и медицинское оборудование.

«Так как свободно плавающий курс тенге отражается на платежеспособности населения, это обстоятельство может повлиять на частичный или полный отказ от страхования как у физических, так и юридических лиц, особенно от добровольных видов. Не исключено, что многие компании сократят свои расходы на страхование, уменьшат социальные пакеты, например, в части корпоративного медицинского страхования своих сотрудников», – считает Олег Ханин.

Нуржан Есимханов полагает, что после августовских событий тенденция роста выплат только усилится, так как высокую долю в страховом возмещении занимают расходы на импортное оборудование, комплектующие, лакокрасочные материалы, запасные части, поставляемые в основном из-за рубежа, и стоимость которых повысится в среднем на 25%. Этот факт, по его мнению, создает предпосылки для убыточности бизнеса страховых компаний. «По нашим прогнозам, в среднем выплаты в ближайшее время повысятся на 15-20%», – отметил представитель «Казкоммерц-Полис».

Шакир Иминов считает, что сегодня главная проблема на рынке – отнюдь не пресловутая низкая страховая культура, которую часто поминают страховщики, а то, что многие страховые компании не очень-то и хотят заниматься страхованием.

«Наш бизнес заключается не в сборе страховых премий, а в осуществлении страховых выплат. Из-за непонимания этого, казалось бы, очевидного принципа рождаются остальные проблемы. Акционеры компаний никоим образом не хотят увеличивать уставный капитал, что позволило бы им оставлять больше рисков, не прибегая к перестрахованию, и в целом повысить доверие страхователей к своей компании. Менеджмент не хочет рисковать и по максимуму перестраховывает риски за рубежом, превращая страховщика в агента международных перестраховочных компаний, бизнес которого состоит в организации канала по откачке страховых премий из страны. Продающие подразделения всеми правдами, а зачастую неправдами, пытаются увеличить долю рынка, используя самый простой и опасный инструмент – демпинг. В результате убыточность компании растет, она увязает в судах, ее репутация отбрасывает тень на весь страховой рынок», – подчеркнул Шакир Иминов.

Спасать, улучшая

Касательно поддержки страхового рынка Олег Ханин рассказал, что уже разработан проект «Дорожная карта развития страхового рынка» при участии Нацбанка, Ассоциации страховщиков Казахстана и Ассоциации финансистов Казахстана. Этот документ определяет меры по развитию страховой отрасли, формированию эффективной инфраструктуры, развитию здоровой конкуренции. «Так, проект предусматривает введение электронного полиса, что должно вызвать существенный рост рынка онлайн-страхования. К тому же снизятся расходы компаний на выпуск полисов. Преимущество для клиентов – экономия времени, полис можно будет заказать и получить, не выходя из дома или офиса. Для проверки подлинности полисов на дорогах предусматривается интеграция единой страховой базы данных и базы данных административной полиции», – рассказал глава «Коммеск-Өмір». Еще одним важным пунктом в части налогообложения он считает изменение по отнесению на вычеты страховых премий по добровольному медицинскому страхованию (ДМС). Они не будут облагаться ИПН у физических лиц, и у юридических лиц эти расходы будут относиться на вычеты, что будет способствовать дальнейшему развитию медицинского страхования.

Также, по словам Олега Ханина, предполагается переходный период по внедрению Solvency II – концепции определения платежеспособности страховщиков.

«Система регулирования и надзора страхового рынка построена достаточно эффективно даже по сравнению с западными странами», – отмечает Шакир Иминов. Тем не менее, по его словам, есть аспекты, где регулирование могло быть улучшено. Например, отмечает он, регулятор мог бы установить четкие ориентиры для страховщиков в плане повышения требований капитализации.

«Это не должно быть одномоментное повышение требований, но необходимо законодательно установить план по поэтапному увеличению капитала страховщиков. Повышение прозрачности конкуренции на рынке тоже требует внимания регулятора. Например, несмотря на законодательно установленный максимальный предел комиссионного вознаграждения по обязательным видам страхования наряду с фиксированными тарифами, страховые агенты требуют от страховщиков 40-50% комиссии. Конкуренция складывается не в прозрачном поле страховых тарифов, где выигрывает клиент, а в серой среде страховых посредников», – добавил представитель СК «Евразия». В результате, по его словам, страхователи платят страховщикам ровно ту же сумму, а резерв на скидку, который страховщики могли бы потратить на уменьшение стоимости полиса, оседает в кармане страховых агентов. «Также требует внимания вопрос о стимулировании казахстанских страховщиков к удержанию большей доли казахстанских рисков», – добавил Шакир Иминов.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю