19.06.2025
Источник:
КазТАГ
Премьер-министр Олжас Бектенов разъяснил депутатам мажилиса нормы касательно действующей системы автострахования в Казахстане, а также анонсировал изменения, передает корреспондент агентства.
«Порядок расчета страховой премии и предельные суммы выплат по обязательному автострахованию определены законом Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». Согласно закону для расчета страховой премии, используется базовая премия в размере 1,9 месячного расчетного показателя (МРП), к которой применяются корректирующие коэффициенты, учитывающие место регистрации, тип и срок эксплуатации автомобиля, возраст и стаж вождения, а также наличие или отсутствие по вине застрахованных лиц страховых случаев (система «бонус-малус»)», - сообщил Бектенов, отвечая на запрос депутатов мажилиса.
Система «бонус-малус» – это механизм индивидуальной корректировки стоимости страховки в зависимости от страховой истории водителя: добросовестные водители получают возможность платить за страховку дешевле, а виновники дорожно-транспортных происшествий (ДТП) платят дороже.
«Водителям присваивается один из 18 классов – от «М2» (максимальная стоимость) до «13» (минимальная стоимость). Система «бонус-малус» широко применяется в странах Европы, Японии, Южной Корее, Китае, Канаде, США, Австралии как инструмент справедливого ценообразования и повышения дисциплины на дорогах. В Казахстане порядок и условия присвоения коэффициентов по системе «бонус-малус» определяются законом и постановлением правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года №140», - пояснил руководитель кабмина.
Касательно изменения системы «бонус-малус» он сообщил, что с учетом предложений министерства внутренних дел для справедливого распределения страховой нагрузки и повышения устойчивости обязательного автострахования постановлением правления агентства по регулированию и развитию финансового рынка от 27 декабря 2024 года №87 были внесены изменения в систему «бонус-малус», которые вступили в силу с 7 апреля 2025 года.
«Постановление разработано и принято с учетом требований закона Республики Казахстан «О правовых актах» и приказа министра юстиции Республики Казахстан от 3 июля 2023 года № 448 «Об утверждении правил разработки, согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов». Публичное обсуждение проекта постановления проводилось на интернет-портале открытых нормативных правовых актов в период с 18 октября по 4 ноября 2024 года. По проекту были получены заключения антикоррупционной экспертизы и общественных объединений (объединение юридических лиц «Ассоциация финансистов Казахстана» и Национальная палата предпринимателей «Атамекен»). Проект был согласован со всеми заинтересованными государственными органами», - отметил глава правительства.
Он добавил, что сегодня страховая статистика, накопленная в единой страховой базе данных за 10 лет, позволяет осуществлять расчет страховой премии с учетом индивидуального риска водителя и его персональной страховой истории.
«Это дает возможность снизить стоимость страхования для добросовестных водителей, которых на сегодня порядка 75%. Для водителей с наивысшим «13» классом, которые в течение пяти лет не совершали ДТП, страховые организации на основе собственной оценки рисков вправе устанавливать индивидуальные коэффициенты, чтобы предлагать выгодные тарифы. Согласно данным единой страховой базы данных таких водителей более половины от всех застрахованных. Средняя стоимость страховки для них составила около Т18 тыс. Для водителей других классов, которые совершают не более одного ДТП в год с ущербом менее 200 МРП (Т789 400) или оформляют страховой случай через мобильное приложение «Европротокол», страховая премия снизилась на 15%», - сообщил Бектенов.
По его словам, одновременно для водителей с высокой аварийностью, которым присваиваются классы от «М2» до «А», стоимость страхового полиса выросла.
«К таким водителям относятся виновные в ДТП со смертельным исходом и тяжким вредом здоровью, управляющие транспортным средством в нетрезвом виде, а также впервые заключающие договор страхования. Их доля составляет порядка 5% от общего числа водителей», - уточнил премьер.
Касательно водителей класса «А», впервые оформляющих страховку, он отметил, что стоимость страхового полиса выросла с Т40 тыс. до Т78 тыс. по городу Алматы и с Т56 тыс. до Т112 тыс. по городу Астане.
«По данным министерства внутренних дел Республики Казахстан убыточность данной категории водителей превышает 100%. При этом после первого года страхования при отсутствии страховых случаев стоимость их страховки снизится вдвое. Для снижения стоимости страхования ответственности водителей, впервые заключающих договор страхования, агентством разработаны дополнительные поправки, предусматривающие уменьшение текущего коэффициента на 40%. В этом случае стоимость страховки для молодых водителей легковых автомобилей в Алматы не будет превышать Т46 тыс. (ранее Т40 тыс.), а в Астане – Т65 тыс. (ранее Т56 тыс.). В целях повышения доступности страхования для водителей мопедов и скутеров в системе «бонус-малус» будет предусмотрена отдельная категория для мототранспорта с более низким коэффициентом по сравнению со значениями, установленными для водителей легковых автомобилей», - сообщил глава кабмина.
Касательно стоимости полиса для иностранцев и новых водителей он сообщил, что при первом заключении договора обязательного автострахования водителю присваивается класс «А», тогда как для владельцев временно ввезенных в Казахстан транспортных средств устанавливается класс «13». Данные нормы, отметил Бектенов, не разделяют водителей по принципу гражданства.
«Владельцами транспорта, временно въезжающего (ввозимого) в страну, могут быть как граждане Казахстана, так и иностранцы. По закону Республики Казахстан «О дорожном движении» такой транспорт может находиться в стране ограниченное время и используется менее интенсивно. Так, резиденты страхуют свою ответственность на срок до 10 рабочих дней до постановки транспорта на учет, а иностранцы – на период въезда (от пяти дней до одного года). По статистике убыточность (соотношение между объемом выплат и собранных премий) по договорам, заключаемым с владельцами временно въехавшего (ввезенного) транспорта, не превышает 20%, поэтому таким водителям присваивается класс «13». При этом высокая убыточность водителей, заключающих договор автострахования впервые, отражается на стоимости их страховки», - сообщил руководитель правительства.
Касательно эксплуатации транспорта вне зоны его регистрации премьер-министр сообщил, что с января 2024 года в Казахстане применяется система гибких тарифов, основанная на убыточности определенного региона.
«Данный подход направлен на установление справедливой стоимости страхования с учетом аварийности территории регистрации транспортных средств. Сегодня автовладельцы могут купить страховку в регионе с низкой ценой, но использовать автомобиль в регионе с высокой аварийностью, где страховка стоит дороже. Например, машина зарегистрирована в городе Шымкенте, где премия на 40% ниже, чем в городе Алматы, где ее фактически эксплуатируют. Если ДТП с участием такой машины влияет на убыточность города Алматы, стоимость страховки должна соответствовать тарифам этого города, чтобы местные водители не переплачивали за чужой риск», - подчеркнул премьер.
Он пояснил, что при наступлении страхового случая по вине водителя вне территории регистрации его автомобиля ему присваивается на один класс меньше класса водителя, совершившего ДТП в регионе регистрации своего транспорта.
«Данный механизм не нарушает конституционные права граждан на свободу передвижения по Казахстану, а лишь отражает риск водителя», - отметил глава кабмина.
По его данным, в целом за последние пять лет страховые выплаты по обязательному автострахованию выросли на 173% (до Т50,7 млрд), а премии увеличились лишь на 48 % (до Т32,4 млрд). Убыточность рынка превышает 100%, у шести крупных страховых компаний – более 90%, а у некоторых – свыше 120%. Как отметил премьер, страховые организации по данному виду страхования прибыль не получают.
«Принимая во внимание резкий рост убыточности страховых организаций по классу обязательного автострахования, на площадке объединения юридических лиц «Ассоциация финансистов Казахстана» обсуждается вопрос о создании страхового пула для высокорискованных клиентов (водители с минимальным стажем, младше 22 лет, часто совершающие ДТП). Эта мера позволит более эффективно управлять рисками, снизить финансовую нагрузку на отдельные страховые компании и обеспечить доступность страхования для категорий водителей с повышенным уровнем риска. Кроме того, формирование такого пула будет способствовать стабилизации страхового рынка и повышению его устойчивости в долгосрочной перспективе. Дополнительно сообщаем о том, что заключение правительства по проекту закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев, перевозчиков транспортных средств перед пассажирами» в ближайшее время будет направлено депутатам мажилиса парламента Республики Казахстан в установленном порядке», - резюмировал Бектенов.