Банк-маркетплейс или возможный сценарий развития финансовых услуг будущего

29.05.2017

Источник: Futurebanking

Как в современных реалиях работать банкам в онлайне? Не думать о себе, как о банке. Мария Швецова, руководитель  digital-направления банка для предпринимателей «Точка» (финансовая группа «Открытие») раскрывает в колонке для FutureBanking свое видение того, как в будущем будет выглядеть банковская экосистема.
Банки теряют монополию на финансовые транзакции: если раньше только они могли переводить деньги и выдавать кредиты, то сегодня практически каждый крупный интернет-сервис считает своим долгом создать собственную платежную систему. В этом направлении думают все: от интернет-магазинов до социальных сетей. И если поначалу россияне не доверяли свои деньги неспециализированным сервисам, то сейчас скепсиса становится всё меньше. По данным Ernst&Young, 43% российских клиентов уже готовы приобретать финансовые услуги в интернет-магазинах, 28% – у социальных сетей.

EY провело опрос потребителей, чтобы выяснить, каким они представляют себе основного поставщика финансовых услуг. Оказалось, что 87% респондентов все еще видят таковым «банк, у которого остались отделения». Но по другим исследованиям все того же EY, интернет-банкам доверяют уже 35% россиян, а традиционным – только 31%.

Так или иначе, банкам приходится искать новые преимущества в высококонкурентной среде – например, становиться маркетплейсами. Это значит, что предоставлять в онлайне нужно будет не только банковские, но и нефинансовые услуги. Купить билеты на самолет, оплатить штрафы ГИБДД, подсчитать и заплатить налоги – все это теперь можно делать не уходя с сайта банка (из интернет-банка, мобильного приложения – неважно).

Мы в «Точке» работаем с предпринимателями, поэтому стараемся учесть именно их потребности: помочь зарегистрировать бизнес, посчитать налоги и отправить отчётность в различные госорганы. Чтобы не потеряться в меняющейся системе, мы не думаем о себе как о банке. Мы – сервис, который комплексно решает задачи предпринимателя. Постоянно встречаемся с клиентами, чтобы понять, что их тревожит, и стараемся реализовывать соответствующие сценарии, а не заставляем клиента подстраиваться под наше представление о продукте. Например, владелец бизнеса, чтобы принимать решения, хочет видеть общую картину состояния бизнеса: отслеживать кассовые разрывы, реальные расходы и так далее. Для этого он или «мучает» бухгалтера, или сам ведет таблицы в Excel. У банка же есть вся информация о движениях по счету, он может дать руководителю инструмент для аналитики.

В идеале банк-маркетплейс должен предоставлять свои услуги, не вовлекая клиента в технические детали. Вот услуга, вот три кнопки в приложении — выбирай, нажимай, мы все сделаем сами. В качестве примера можно привести наше предложение по расчету налогов и сборов. Мы сами все рассчитаем, отметим в календаре дату оплаты, подготовим платежку. Клиенту останется только одобрить платеж.

Банки стремятся занять в будущем положение своеобразных вендоров, «подключаясь» к которым предприниматели получают возможность комфортно вести свою работу. В этом и состоит суть банковской экосистемы. Если задуманное удастся, то передовые банки в цифровую эру станут универсальными поставщиками B2B-услуг или маркетплейсами. Каждое предприятие получит возможность по модульному принципу сформировать свой пакет сервисов, исходя из специфических потребностей. Такой подход будет полезным в первую очередь небольшим бизнесам: им невыгодно держать большой штат сотрудников, поэтому они стараются работать с компаниями на аутсорсе. А когда банк, в котором у тебя открыт счет, может взять на себя почти все сопутствующие бизнесу хлопоты, смысла искать новых подрядчиков просто нет.

Уже сегодня юридические и бухгалтерские услуги предлагают многие игроки рынка. Но дело вряд ли ограничится лишь финансовой экосредой — придется идти дальше. Поэтому банки, которые начнут увеличивать количество услуг и предлагать неожиданные, на первый взгляд, сервисы вроде корпоративной техподдержки, системы управления контентом для сайтов, услуг обучения и переподготовки и т.д. предвосхитят тренд, который вскоре станет всеобщим.

Сколько на это уйдет времени? С одной стороны, на пути необанкинга есть целый ряд барьеров. Например, на стороне потребителя: по данным доклада «Технотренды 2017», который подготовили в Gfk FutureBuy, всего 10% опрошенных совсем не испытывают страха при интернет-покупках. Страхи оставшихся 90% вращаются вокруг безопасности кредитной карты и личных данных и трудности возврата товара. 13% признались, что им просто нравится делать покупки не в интернете. Но на другой чаше весов – бесконечные возможности, которые цифровая революция открывает. И есть подозрение, что очень скоро они перевесят страхи.


Возврат к списку новостей
Рекламодателю