09.07.2025
Источник:
Forbes Kazakhstan
ForteBank наращивает долю рынка, осваивает новый для себя сегмент банковского сектора и внедряет искусственный интеллект во все сферы
«Сейчас наша цель — это увеличение доли на рынке», — делится в интервью Forbes Kazakhstan Талгат Куанышев, председатель правления ForteBank.
Встречаться для интервью с ним нам пришлось дважды: когда верстался номер журнала, банк официально объявил о достижении принципиальной договоренности с акционерами казахстанского Home Credit Bank (HCB) о приобретении 100 % акций финансового института. И обойти эту тему было нельзя.
Поэтапная интеграция
«Вопрос наращивания своей доли на рынке актуален — мы можем и хотим расти. Капитала у нас более чем достаточно. Поддержка акционеров есть» — так обрисовывал перспективы покупки других банков Куанышев за неделю до анонса сделки с HCB.
Первые вбросы о потенциальной сделке были еще в мае этого года в отдельных телеграм-каналах. Но развития темы в инфополе не произошло.
Вот как описывает процесс заключения сделки глава ForteBank: «Мы относительно быстро нашли взаимопонимание по ключевым принципам, включая цену». После этого уже начался due diligence. «В ходе переговоров и оценки банка мы подробно ознакомились с подходами и процессами Home Credit Bank. На нас произвели впечатление корпоративная культура и атмосфера, которую удалось создать команде HCB», — добавляет Куанышев. Сумму сделки он не раскрывает, но говорит, что обе стороны остались довольны.
Как считает банкир, слияние — это не только про бизнес, но и про людей и технологии. Применительно к Home Credit Bank он отмечает, что этот финансовый институт обладает уникальной экспертизой в партнерском (POS) кредитовании: «Forte практически не присутствует в том сегменте рынка, в котором работает HCB. Мы получим около 300–500 тысяч лояльных клиентов. Но, наверное, что еще важнее — мы получаем профессиональную и мотивированную команду сотрудников, которые доказали свой высокопрофессиональный уровень, на равных конкурируя с крупными банками в этом сложнейшем сегменте», — убежден Куанышев.
По словам председателя правления ForteBank, после закрытия сделки Forte не планирует немедленного слияния структур, операционных систем или офисных сетей. Home Credit Bank продолжит работу под своим брендом с сохранением текущей операционной модели, филиальной сети и стиля управления. Это критически важно для защиты уникальных практик, которые обеспечили успех HCB, особенно в сегменте POS-кредитования, отмечает банкир.
«На первых порах HCB будет оставаться самостоятельным дочерним банком. Постепенно мы приготовим платформы для принятия структуры HCB на платформу Forte. Мы сохраним при этом его процедуры, продукты, корпоративную культуру и наработанный опыт через придание достаточной степени автономности HCB в структуре Forte», — говорит Талгат Куанышев.
Например, текущая филиальная сеть HCB, возможно, будет функционировать параллельно с филиальной сетью Forte и будет управляться теми же структурами и правилами, что и прежде. Интеграция займет около года», — делится планами Куанышев.
Не выплеснуть с водой ребенка
В то же время он обращает внимание на то, что его личный приоритет — люди: сохранение мотивации команд Forte и HCB и отсутствие перерывов в обслуживании клиентов. Именно поэтому была выбрана модель поэтапной интеграции, а не «жесткого» слияния.
«Это лишь начало большого пути, самое сложное нам только предстоит. Но уникальность команды Forte в том, что мы это уже делали. По статистике, в банковском деле большая часть M&A не приводит к ожидаемым результатам. Важно не потерять уникальные преимущества HCB — и тут важно с водой не выплеснуть ребенка. Могу сказать, что наша команда имеет хороший опыт успешных слияний. Сам Forte тому свидетельство, поскольку мы — результат слияния трех банков одновременно. И это слияние было намного сложнее, чем предстоящее слияние с HCB. Мы уверены в хорошем результате!» — подчеркивает Куанышев.
По его представлению, ForteBank растет достаточно быстро и без M&A. Более того, банкир прогнозирует, что до конца года финансовый институт удвоит портфель по МСБ и корпоративному кредитованию. «Я уже вижу результаты», — утверждает Куанышев.
К примеру, Forte сейчас лидер по автокредитованию, уточняет он. «Мы сделали дизайн продукта таким образом, чтобы он отвечал потребностям и продавцов, и покупателей, и это дало ощутимый результат», — рассказывает председатель правления ForteBank.
Как не потерять ключевой банковский бизнес
По мнению Куанышева, ForteBank сегодня — высокотехнологичный финансовый институт, который при этом фокусируется на классических банковских услугах — кредитовании и обслуживании счетов. Между тем высокая базовая ставка привела к тому, что банки ушли больше в портфель ценных бумаг в ущерб кредитованию МСБ и корпоративного бизнеса. Но такая практика имеет негативные последствия.
«Последние два года мы наблюдаем такую картину: если ты не кредитуешь бизнес, то у тебя падает все остальное — остатки на счетах, объемы конвертации, комиссионные доходы. То есть можно с меньшими усилиями зарабатывать на ценных бумагах, но ты начинаешь терять в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — констатирует Куанышев.
Поэтому банк, по его словам, может выдавать кредиты по ставке ниже, чем мог бы заработать на ценных бумагах, но доходность удержать через другие услуги. «У нас ссудный портфель был на уровне 40 % от активов, а мы хотим довести его до здоровых 60–65 %», — отмечает банкир.
Как стать самым AI-powered банком
Согласно оценкам компании BCG, только каждый четвертый банк в мире готов к эпохе ИИ, остальные три четверти все еще застряли на уровне пилотных тестов. Однако, по мнению Куанышева, это вопрос выживания.
«Мы сейчас в отдельную линию выводим искусственный интеллект. Раньше ИИ был в составе IT-подразделения. Сейчас по этому направлению будет отдельный исполнительный директор, который будет отвечать за внедрение искусственного интеллекта во все сферы. То есть у нас был и есть CIO, а теперь на таком же уровне будет отдельно AI-директор», — рассказывает он.
Речь идет не просто о технологической инициативе, а о системной трансформации всей архитектуры банка. «ИИ уже вошел в нашу жизнь, но он изменит ее еще больше. Люди сейчас не до конца осознают масштаб изменений в связи с развитием ИИ. В банках он будет повсюду — от контакт-центров и обработки данных до формирования отчетности и договоров», — отмечает глава ForteBank.
По его словам, тем, кто не осознает масштаб надвигающихся изменений, может не хватить времени на адаптацию. «Мы внутри осознаем, что это вопрос выживания любого банка: кто будет наиболее успешен во внедрении ИИ, тот будет самым конкурентоспособным. Это будет основным полем конкуренции», — уверен банкир.
Однако дело не только в технологиях, но и в культуре изменений. При этом он признается, что сам не сразу принял неизбежность технологической революции.
«Мое принятие технологий искусственного интеллекта пришло совсем недавно. Когда наша маленькая команда разработчиков — молодых энтузиастов показала мне возможности AI, мой скепсис мгновенно испарился. До этого у нас работало человек десять на этом проекте, как небольшая лаборатория, и они просили дополнительно четыре человека. Я им отказал. Но надо отдать должное их упорству — они смогли мне продемонстрировать, объяснить и привести к пониманию того, что развитие этого направления имеет экзистенциальную важность, — с улыбкой вспоминает банкир. — Сегодня мы эту маленькую лабораторию энтузиастов превращаем в отдельную самостоятельную бизнес-единицу с человеческими ресурсами не меньше, чем IT-блок банка, а в IT-отделе банка у нас работает несколько сотен человек».
Тем временем ставка делается на молодежь. «У нас 90 % — это либо студенты, либо те, кто только выпустился из университета. Они не обременены стереотипами, не «перегреты» корпоративными шаблонами — и в этом их сила. Часто именно от них приходят нестандартные идеи», — говорит Куанышев.
Продолжая тему ИИ, Куанышев высказывает уверенность в том, что банковские приложения переживут такую же революцию, как интернет-поиск. «Мы не заметили, как перестали гуглить, а ведь это было еще вчера. Сейчас ты просто кидаешь запрос, например, в ChatGPT и получаешь нужную информацию. Такая же трансформация будет и с банковскими приложениями», — считает он.
По его словам, ForteBank уже начал этот путь. «Уже сегодня в нашем мобильном приложении работает ForteAI — сервис на базе генеративного ИИ, который отвечает на вопросы клиентов, используя внутреннюю базу знаний, — поясняет он. — В будущем ForteAI превратится в персонального GPT-ассистента для каждого клиента. Он будет не только предоставлять информацию о продуктах, но и рекомендовать наиболее подходящие решения, подсказывать, какие действия лучше предпринять, помогать выполнять банковские операции напрямую в приложении».
И ForteBank, судя по этим заявлениям, не просто готов к борьбе за будущее, а уже занял стартовую позицию в гонке за технологическое лидерство. Хотя не только…