23.10.2025
Источник:
Atameken Business
Валютный контроль нацелен на борьбу с потенциальным уклонением от налогов и выводом капитала, тогда как блокировка или задержка валютных транзакций не входит в компетенцию КГД.
В комитете госдоходов подтвердили продолжение и усиление механизма обмена информацией с Нацбанком по трансграничным валютным операциям, сумма которых превышает 50 тыс. долларов в эквиваленте. Корреспондент inbusiness.kz выясняла подробности этого шага.
Напомним, что данная мера предпринимается в рамках стратегии улучшения налогового администрирования и повышения эффективности борьбы с потенциальным уклонением от уплаты налогов и выводом капитала. Основная задача этого механизма, который действует с 2019 года, — улучшение налогового администрирования.
Почему именно 50 тыс. долларов
Как сообщили inbusiness.kz в КГД, сумма в размере 50 тыс. долларов была выбрана на основе анализа средних объемов трансграничных операций резидентов и в соответствии с международной практикой финансового мониторинга.
"Этот уровень позволяет разграничить обычные личные и хозяйственные переводы от значимых внешнеэкономических операций, которые потенциально могут быть связаны с выводом капитала или уклонением от налогообложения. Данный порог соответствует рекомендациям группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и стандартам стран-партнеров ЕАЭС. С момента внедрения механизма за период с 2019 по 2025 год в бюджет было взыскано 35,5 млрд тенге", – отметили в ведомстве.
С 1 января 2024 года функции валютного контроля по экспортно-импортным операциям были переданы в КГД, где для этих целей создано управление валютного контроля.
Налоговый контроль ведется по всем переводам, превышающим сумму 50 тыс. долларов в эквиваленте. Нацбанк передает сведения по транзакциям и контрактам. Контроль осуществляется в рамках Налогового кодекса и разработанных в его рамках нормативных актов.
Как пояснили в ведомстве, КГД не уполномочен напрямую устанавливать факт незаконно выведенного капитала – администрирование производится строго в рамках его компетенции. Кроме того, блокировка или задержка валютных транзакций не входит в компетенцию КГД.
Конфиденциальность и защита данных
Для граждан и бизнеса, чьи законные операции превышают установленный порог, предусмотрен комплекс мер для обеспечения конфиденциальности данных и защиты банковской тайны.
"Доступ к информации предоставляется строго ограниченному кругу сотрудников и только под грифом ДСП (для служебного пользования). Все действия пользователей фиксируются в информационных системах. Данные о транзакциях хранятся и передаются в зашифрованном виде. Доступ к системам возможен только через защищенные каналы. Внедрены системы обнаружения несанкционированного доступа", – уточнили в ведомстве.
Порядок обработки данных определяется внутренними политиками безопасности и нормативными актами, в том числе Законом "О персональных данных и их защите".
Регулярно проводятся внутренние и внешние аудиты информационной безопасности. Действует механизм блокировки учетной записи при выявлении подозрительных действий.
Операции участников МФЦА также находятся под регулированием Конституционного закона "О международном финансовом центре "Астана" и разработанными в его рамках нормативными документами.
"Учитывая, что сведения по валютным операциям представляются с 2019 года, отрицательного влияния на скорость и стоимость проведения крупных легальных валютных операций для добросовестных предпринимателей не наблюдается", – добавили в госоргане.