06.10.2025
Источник:
Tengrinews
С 1 января 2026 года в Казахстане вступят в силу новые правила по контролю за снятием наличных со счетов предпринимателей. Согласно новеллам, при снятии денег бизнесмен должен будет указать, на что именно ему требуются финансы. В Нацбанке рассказали, как будет проходить процедура и что изменится для предпринимателей, передаёт Tengrinews.kz.
Как отмечают в Нацбанке, ключевые механизмы снятия наличных для бизнеса остаются прежними и большинство изменений направлены не на ужесточение, а на систематизацию уже действующих норм.
Что остается прежним
В частности, сохраняются лимиты на снятие наличных:
до 20 миллионов тенге в месяц — для малого бизнеса;
до 120 миллионов тенге — для среднего;
до 150 миллионов тенге — для крупного предпринимательства.
Если вы снимаете сумму в пределах установленных лимитов, то ничего нового делать не потребуется. Подтверждающие документы и согласие на передачу данных по-прежнему требуются, только если сумма превышает лимит.
Также никаких изменений не предусмотрено в перечне субъектов предпринимательства, на которых данные лимиты не распространяются. Это по-прежнему:
микробизнес (самозанятые, ИП с небольшим оборотом);
компании, закупающие продовольствие или сельхозпродукцию;
торговля продуктами питания, напитками, медикаментами;
банки второго уровня, обменные пункты и нацоператор почты.
"Если ваша работа связана с постоянными расчётами наличными — например, вы закупаете продукты, платите за доставку или работаете на рынке, ничего не усложняется. Новые правила не меняют порядок операций и не вводят ограничений для повседневной деятельности", - уточнили в Нацбанке.
Что меняется
Главное изменение касается не самих подтверждающих документов, а порядка их отражения в отчетности. Как уточняют в Национальном банке, перечень бумаг, подтверждающих цель снятия наличных, остался прежним:
договор или инвойс;
приказ, смета, платёжная ведомость;
счёт на оплату, счёт-фактура;
решение суда или закупочная ведомость.
То есть подойдут любые официальные документы, которые подтверждают необходимость снятия налички.
Нововведение заключается в том, что в действующую форму отчетности добавят графу № 32 — "Информация о назначении снятых наличных денег", где нужно будет указать, на что именно вы снимаете наличные - например, зарплата, закуп сырья.
"Это делается не для усложнения, а для большей прозрачности операций. Такая практика уже фактически существует — теперь она просто будет официально закреплена", - пояснили в Нацбанке.
Отказ банка в выдаче денег
Процедура получения наличных сверх установленного лимита строго регламентирована: предпринимателю необходимо подать в свой банк заявку, предоставить пакет подтверждающих документов и дать согласие на передачу сведений в орган государственных доходов.
В случае превышения установленного лимита на снятие наличных банк обязан отправить их в орган государственных доходов (налоговую) на проверку. Именно они дают банку обоснование, можно ли выдать наличные или отказать.
"В случае отказа обжаловать решение формально нельзя — процедура апелляции в правилах не предусмотрена. Но можете подать документы повторно или обратиться в другой банк", - объяснили в Нацбанке.
Напомним, в Казахстане подготовили новые правила для бизнеса по снятию наличных денег со счетов. Соответствующий проект документа разработали Национальный банк, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка и Министерство финансов.
Ранее Минфин уже предложил обновить правила по банковским счетам. Банки должны будут передавать в налоговые органы сведения о полном движении денег казахстанцев, а также данные о кредитах и крупных покупках свыше 20 тысяч МРП (около 73 миллионов тенге). Эти меры входят в концепцию всеобщего декларирования и направлены на сокращение теневой экономики.