Более 70% казахстанцев считают, что страна находится в экономическом кризисе

27.04.2022

Источник: Личный счет

Они готовы экономить на покупке одежды и развлечении вне дома

Казахстанские потребители стали менее оптимистичными по сравнению с прошлым годом. 71% из них считают, что страна находится в экономическом кризисе. Такие данные привела коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева, сообщает LS.

По итогам исследования компании за I квартал 2022 года, уровень потребительского оптимизма составил 99 пунктов, тогда как в IV квартале 2021 года он достигал 109.

"Хороший знак в том, что казахстанцы более оптимистичны нежели россияне (81 пункт). Динамика индекса говорит о том, что покупатели испытывают некоторые беспокойства", – отметила Сейсенгалиева по время выступления на Kazakhstan Marketing Conference.

По ее словам, индекс складывается из трех критериев: насколько покупатели уверены в перспективах трудоустройства, личных финансах и насколько они готовы тратить деньги.

На данный индекс и на рынок FMCG (товары повседневного спроса) в 2022 году влияют в долгосрочной перспективе несколько факторов. Это геополитическая ситуация, которая происходит в нашем регионе, сбои в цепочках поставок, невозможность найти некоторые товары в магазинах, снижение доходов, высокая инфляция и ситуация на рынке труда.

Кроме того, исследование показывает, что 71% опрошенных казахстанцев уверены, что страна находится в экономическом кризисе.

"И только одна пятая жителей Казахстана настроена оптимистично и считает, что экономическое положение нашей страны улучшится в ближайшие 12 месяцев. 38% настроены достаточно негативно, они считают, что ситуация не улучшится. И достаточно большая доля (42%) тех, кто затрудняется делать определенные прогнозы и все еще живет в этой неопределенности", – добавила Сейсенгалиева.

Она также назвала основные причины беспокойства потребителей. На первом месте это рост цен на продукты питания. На втором – на товары и услуги. Далее идут долги и кредиты, здоровье и личное благосостояние семьи. И впервые в топе появляется такой пункт как эскалация конфликтов, добавила эксперт.

"Большинство покупателей считает, что цены будут дальше расти в ближайшие три месяца. И более половины уверены, что рост будет двухзначным", – пояснила Сейсенгалиева.

По ее данным, более пятой части населения ожидают подорожание товаров последнего спроса более чем на 20%. Лишь 10% прогнозируют не более 5%.

"Еще один вызов, с которым столкнулись покупатели, – то что 47% из них не могли найти товары, которые они искали в магазине последний месяц. И с этим столкнулось более молодое поколение, потому что оно более подвержено поиску новинок. Но между тем это отражает те вызовы, которые есть в текущей ситуации на нашем рынке", – добавила Сейсенгалиева.

На фоне всего этого эксперт назвала логичным, что казахстанцы сохраняют режим экономии. По данным Nielsen, 73% опрошенных предпринимают целенаправленные и осознанные действия для сокращения своих расходов. И Сейсенгалиева назвала, каких статей это касается больше всего.

"Большинство покупателей готово меньше тратить на покупку новой одежды (69% респондентов), развлечение и питание вне дома (61% и 56% соответственно), готовы отложить замену предметов домашнего обихода (55%) или покупку электроники (50%). Что самое важное для нас и что поменялось против прошлого года – это 37% покупателей готовы перейти на более дешевые марки FMCG (против 34% в IV квартале 2021 года)", – привела данные спикер.

По мнению Сейсенгалиевой, такая экономия оправдана, потому что, например, затраты на еду и напитки для дома являются самой большой статьей расходов у казахстанцев. У более половины респондентов на это уходят от 20% до 50% трат.

"Что касается режима экономии, исторически так сложилось, что после каждого кризиса некоторые тренды, которые покупатели ловят в период кризиса, еще продолжают с ними быть какое-то время после окончания. Какие долгосрочные стратегии экономии останутся с покупателями даже при улучшении экономической ситуации? Они и далее намерены сокращать расходы на развлечение вне дома (32%), новую одежду (24%), питание вне дома (23%) и покупку еды навынос (21%)", – заключила Сейсенгалиева.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю