Борис Батин, сооснователь IDF Eurasia: МФО не уступают банкам

Борис Батин, сооснователь IDF Eurasia: МФО не уступают банкам 30.09.2021

Источник: Banker.kz

Некоторые компании из сектора микрофинансовых организаций, сегодня по качеству портфеля, управлению и профессионализму не уступают банкам. Более того, в ближайшем будущем МФО могут трансформироваться в банки, и стать их прямыми конкурентами. Борис Батин, сооснователь международной финтех-группы IDF Eurasia рассказал, как изменился рынок альтернативного кредитования и почему Solva получит новый статус.

- Как вы считаете, действительно ли казахстанские микрофинансовые компании, готовы к тому, чтобы трансформироваться в банк?

Безусловно, за историю развития рынка микрофинансирования, появились игроки, которые по своей команде, профессионализму, подходу к кредитованию не отстают от банков. Более того, мы делали сравнительный анализ с точки зрения продуктов, который показал, что зачастую микрофинансовые компании, готовы предложить более выгодные услуги и условия, чтобы привлечь качественных клиентов. То есть помимо скорости, технологичности и удобства продукт МФО зачастую более выгодный для клиента, нежели банковский.

Для примера, если сопоставить наш кредит с банковским, и посмотреть стоимость всех сопутствующих услуг, комиссий, страховок помимо ставки кредитования, то видно, что наш продукт в итоге окажется дешевле. Те клиенты, которые это считают и понимают, уже рефинансируют свои банковские кредиты у Solva.

Кредитоспособность и надежность МФО подтверждают выпуски облигаций, которые неоднократно проводила наша компания, и другие игроки рынка. Мы также планируем четвертый выпуск в ближайшее время. Еще один важный критерий для МФО, это устойчивость компании. Не так давно, компания Solva, входящая в группу IDF Eurasia получила оценку международного рейтингового агентства, и наши рейтинги оказались выше, чем у некоторых банков в Казахстане.

- На ваш взгляд для чего вообще МФО нужна банковская лицензия?

Банковская лицензия не самоцель. Но некоторым МФО может потребоваться банковская лицензия для реализации стратегии развития. Например, внедрение новых продуктов, которые компания может предложить клиентам. И если эти продукты и услуги требуют банковской лицензии, тогда конечно для развития ее необходимо получить.

В рамках стратегии IDF Eurasia в Казахстане, мы хотим расширить перечень услуг, особенно для нашей основной аудитории - клиентов из сектора МСБ. Чтобы компания могла предложить полный спектр финансовых продуктов, нам и необходима банковская лицензия. Трансформацию из МФО в банк, с целью расширения продуктовой линейки, мы планируем в Казахстане и России.

К слову, получение МФО банковской лицензии — это намного более удобный процесс перехода, чем если бы мы открыли банк параллельно и перевели весь бизнес в новую структуру. Такой вариант потенциально возможен, но это неудобно ни компании, ни клиенту. Нужно будет закрыть все текущие счета, кредиты и перевести их из одной организации в другую. Мы планируем сформировать процесс перехода из МФО в статус банка, максимально комфортный для клиента.

- Ранее, вы упоминали о рейтинге от S&P Global Ratings на уровне «В», прогноз «стабильный». Насколько это весомый аргумент для регулятора, чтобы позволить МФО трансформироваться в банк?

S&P Global Ratings это аргумент. Главная задача регулятора не допустить слабости банковской системы. Поэтому в первую очередь необходимо адекватно оценить кредитоспособность банка, умение работать с кредитным риском, иначе, это может привести к дефолту. Один из распространенных заблуждений, что качество риск-менеджмента у МФО, хуже банковского. Но наличие высоких рейтингов на уровне с банками показывает обратную картину - процесс управления рисками в МФО ничем не уступает банковскому. Более того, можно сказать что он выше. Рейтинговые агентства при оценке кредитоспособности банка учитывают дополнительные аргументы: банку проще привлечь деньги или получить поддержку. Сектор альтернативного кредитования таких привилегий не имеют, и должны их отсутствие нивелировать хорошим, сильным риск менеджментом, поэтому зачастую при одинаковом рейтинге риск-менеджмент МФО более качественный.

- Вы не боитесь потерять ваши преимущества перед банками в случае трансформации?

Наши преимущества не связаны с юридической структурой. Сильные стороны компании — это умение эффективно работать с клиентами, данными, рисками. Благодаря нашей технологичности операционные расходы у нас ниже. В первую очередь бизнес — это технологии и люди, поэтому, когда мы трансформируемся в банк, наши преимущества никуда не исчезнут. Напротив, с запуском дополнительных продуктов, работа с клиентом улучшится, он станет более лояльным. Мы сможем предложить еще больше решений, в том числе не кредитных продуктов на разные случаи жизни. Поэтому с получением банковской лицензии мы не потеряем свои преимущества, а напротив это даст нам возможность приобрести дополнительные козыри, особенно в приоритетном для нас секторе МСБ.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю