Сможет ли хипстерский банк без кредитов покорить рынок США — Bloomberg

11.07.2019

Источник: РБК

Британский финтех-стартап Monzo взял на вооружение непривычную для банков стратегию: он отказался от кредитов и вместо этого зарабатывает на сервисных и рекламных сборах. Но в новом подходе есть и свои минусы, которые могут сыграть против компании

Можно сказать, что компания Monzo наконец добилась официального признания в Кремниевой долине. Во время очередного раунда размещения ценных бумаг компания получила $144 млн, а основным инвестором стал Y Combinator — крупнейший акселератор стартапов. Благодаря этой сделке британское банковское приложение теперь оценивают в $2,5 млрд — в прошлом году оно стоило вдвое меньше. Кроме того, стартап буквально получил право тратить огромные суммы денег — ведь он пытается выйти на рынок с США, а для того, чтобы обосноваться там, потребуются вложения.

Но попытки компании подвинуть старые, «отставшие от жизни» классические кредитные организации и показать миллениалам, что банковское приложение может порадовать их не меньше, чем Instagram, пока вызывают много вопросов. Неясно, как именно Monzo собирается зарабатывать на низкомаржинальном рынке, и без того наводненном недавно столь же молодыми конкурентами. У регуляторов также есть сомнения на этот счет.

Все-таки, несмотря на яркую кредитную карту, симпатичное приложение и регулярно организуемые «Инвестивали» (краудфандинговые мероприятия, посетители которых потягивают пивко и поедают разнообразный стритфуд), Monzo — это все-таки самый настоящий банк. Причем достаточно маленький банк. У организации всего 2 млн клиентов в Соединенном Королевстве; для сравнения, у крупнейшего британского банка Lloyds Banking Group их в десять раз больше. К концу февраля на счетах Monzo числились клиентские вклады на £71,2 млн — это капля в море по сравнению с £400 млрд, которые британцы доверили Lloyds.

Но пока большинство банков зарабатывают, выдавая кредиты из полученных депозитов, Monzo поступает иначе. Из последних финансовых документов стартапа видно, что кредиты составляют всего 0,1% его активов. Компания начала потихоньку выдавать индивидуальные займы, но основной источник ее дохода — это взносы и комиссии. Главный кредитный продукт Monzo — овердрафты, за которые она берет с клиентов по £15,5 в месяц.

К тому же стартап получает комиссии от компаний-партнеров, использующих приложение Monzo для предложения своих продуктов, например услуг по страхованию вкладов или сервиса по смене поставщика электроэнергии.

Ограничения регуляторов добавляют трудностей: к концу 2018 фискального года Monzo подошла с убытком £30 млн. Условия получения банковской лицензии уже вынудили компанию искать дополнительные инвестиции в 2017 году. Но теперь требования могут измениться, и компании опять придется постараться. Британское управление по контролю за финансовой деятельностью также борется с комиссиями за овердрафты. Неудивительно, что в таких условиях Monzo начал взимать плату с тех, кто уже получил премиум-аккаунт. Премиум-клиенты получают ряд привилегий, включая различные подарки вроде фирменных футболок, но £72, которые они должны выложить в год, — это все же достаточно большие деньги.

Теперь же Monzo устремилась на рынок США, где уже много лет борется за существование целая свора онлайн-банков со слащавыми названиями: Simple, Chime, Varo и др. Все эти игроки пытались бросить вызов непомерно высоким комиссиям существующих крупных банков. Но никто из них пока не смог догнать лидирующие кредитные организации.

Банковские старожилы тоже не стоят на месте и уже сделали большую часть возможностей доступными в мобильных приложениях, говорит аналитик компании Standard & Poor’s, специализирующейся на исследованиях финансовых рынков. JPMorgan Chase & Co, которая выделяет на развитие технологий $11,4 млрд в год, с легкостью может поглотить четыре Monzo. Неужели британская финтех-компания всерьез надеется разрушить этот рынок?

Тем не менее у стартапов есть преимущество по сравнению с крупными конкурентами — простота их организационной структуры. Основатель и управляющий партнер банка Magister Advisors Виктор Баста считает, что из-за сложности процессов крупные кредитные организации могут тратить до шести месяцев на задачи, с которыми стартап с легкостью разделается за шесть недель. Но в решающей схватке за свое место на рынке финансов банкам придется конкурировать еще и с ИТ-гигантами — Apple Inc., Amazon.com Inc. и Facebook Inc. У последних есть все возможности для борьбы: финансы, доступ к огромному объему данных и талантливые программисты.

Автор: Лионел Лорент
Перевод: Маргарита Кудрявцева

Возврат к списку новостей

Рекламодателю