Чего S&P ждет от банковского сектора Казахстана

03.12.2021

Источник: Личный счет

Аналитики перечислили основные риски для этого сегмента

Standard & Poor's отнес банковский сектор Казахстана к группе 9 по уровню отраслевых и страновых рисков BICRA (Banking Industry Country Risk Assessment), передает LS.

В этой зоне также оказались финансовые сектора Азербайджана, Египта и Монголии. Тогда как в группу 8 вошли Россия, Кипр и Парагвай, в группу 10 – Украина.

"В соответствии с классификацией BICRA банковские системы с точки зрения их подверженности рискам подразделяются на 10 групп. К группе 1 относятся страны с наименее высокими рисками, к группе 10 – с наиболее высокими рисками. Оценка экономического риска банковского сектора Казахстана – "8", оценка отраслевого риска – "9", – сообщили в агентстве.

Оценка "8" отражает мнение аналитиков о том, что экономические риски в Казахстане остаются высокими, хотя и снижаются. Объем проблемных займов остается высоким – 10-15%. Они ожидают, что расходы казахстанских банков на формирование резервов на возможные потери по кредитам останутся высокими – на уровне 1,5-2% в ближайшие два года.

Оценка отраслевых рисков банковского сектора "9" говорит о слабости институциональной системы страны.

"В периоды кризисов банковский регулятор не действовал проактивно, но демонстрировал готовность принимать ответные меры для решения уже возникших проблем в банковском секторе. Он также применял более мягкие требования к классификации кредитного качества заемщиков во время пандемии. Мы оцениваем качество управления и уровень прозрачности в банковском секторе как "низкие". В частности, полагаем, что стабильность бизнеса многих фининститутов зависит от деловых и политических связей их владельцев. Кроме того, эффективность недавно принятых мер по усилению банковского надзора и предотвращению чрезмерных рисков, принимаемых ими, еще предстоит проверить, поскольку они начинают активно наращивать свои кредитные портфели", – отметили в S&P.

В агентстве назвали основные факторы, определяющие риски банковского сектора Казахстана. К позитивным они отнесли:

- сильные бюджетные и внешнеэкономические показатели страны, позволяющие правительству оказывать поддержку банковскому сектору страны в случае необходимости;

- высокий запас ликвидности у большинства фининститутов, а также устойчивый профиль фондирования банковской системы.

К негативным:

- недостаточно строгие банковское регулирование и надзор, допускающие регуляторные послабления, о чем свидетельствуют дефолты многих банков в банковском секторе в прошлые годы;

- значительный объем проблемных активов – около 10-15% совокупных кредитных портфелей банков;

- агрессивные стандарты кредитования и андеррайтинга в банковском секторе в предыдущие годы на фоне повышенной стоимости риска и высокого уровня концентрации на отдельных контрагентах и отраслях.

"Тенденция развития экономического риска для банковской системы Казахстана оценивается как "позитивная". Отмечается стабилизация структуры банковской отрасли. Не прогнозируется ни крупных сделок по слияниям и поглощениям, ни отзыв лицензий. Мы не ожидаем, что финансово-технологические компании или другие нелицензированные провайдеры финансовых услуг будут оказывать существенное давление на рыночные позиции казахстанских банков", – сообщили в S&P.

Кроме того, аналитики заметили, что уровень доходов населения остается относительно низким в международном контексте. Вместе с тем прогнозируемый показатель ВВП на душу населения на уровне $9,5 тыс. в этом году сравним с показателями сопоставимых стран региона – $11,1 тыс. в России и $12,5 тыс. в Китае.

Между тем роль банковского сектора в экономике страны, по мнению S&P, остается ограниченной: доля кредитов в ВВП составляла всего 22,3% в конце 2020 года. Кроме того, уровень долларизации депозитов остается высоким: доля вкладов в иностранной валюте составляет 38,4% совокупных депозитов (хотя она значительно снизилась по сравнению с максимальным показателем 70% в 2016 году).

"Возможно, в 2021 году портфель ипотечных кредитов увеличится примерно на 10-12% в номинальном выражении. Также, оцениваем качество регулирования и надзора за банковской деятельностью в Казахстане как "низкое". По нашему мнению, орган регулирования недостаточно независим, и мы допускаем возможность политического вмешательства в его деятельность со стороны правительства, госкомпаний и собственников банков, имеющих хорошие политические связи", – заявили в агентстве.

Помимо этого, аналитики прогнозируют, что чистый внешний долг казахстанской банковской системы будет отрицательным в 2021-2023 ггоды.

"Он останется стабильным и будет составлять около $5 млрд вследствие погашения долговых обязательств в соответствии с графиком и ограниченного числа новых сделок торгового финансирования", – пояснили в S&P.

В заключение аналитики подчеркнули, что относят Казахстан к государствам, готовым оказать поддержку банковской системе. По их мнению, правительство имеет возможность и готовность оказывать поддержку банкам, имеющим "высокую" и "умеренную" системную значимость", – резюмировали в S&P.

Возврат к списку новостей
Рекламодателю