05.11.2015
Источник:
Forbes Kazakhstan
На этот вопрос обозревателю Forbes.kz ответили в четверг, 5 ноября, доктор делового администрирования, доцент Almaty Management University Ерлан Ибрагим и экономист Алмас Чукин.
Как уже сообщал Forbes.kz, на утренней сессии KASE в четверг, 5 ноября, средневзвешенный курс доллара США с расчетами T+0 в тенге составил 298,92 тенге за доллар (+14,64 тенге), объём торгов – $100 800 тыс. USD (+$10 300 тыс.). Последние сделки на утренней сессии были заключены по курсу 300 тенге за доллар США.
Обозреватель Forbes.kz побеседовала с экспертами, чтобы узнать, достигла ли нацвалюта своего «дна».
Доктор делового администрирования, доцент Almaty Management University Ерлан Ибрагим считает, что тенге ещё не коснулся «дна».
Резкое ослабление тенге на утренних торгах KASE эксперт связывает с тем, что тенге всё ещё не вышел на свой равновесный рыночный курс, в то время как финансовый регулятор свёл свое участие в торгах валютой на бирже до минимума либо просто перестал делать интервенции.
«На мой взгляд, нацвалюта в ближайшие пару месяцев опустится до 320 тенге. Спрогнозировать «дно» для нашей валюты сегодня не представляется возможным, многое будет зависеть от поведения финансового регулятора на валютном рынке», - сообщил Ерлан Ибрагим.
Алмас Чукин.
Экономист Алмас Чукин придерживается другого мнения. Он считает, что ниже 300 тенге за $1 нацвалюта уже не опустится, по крайней мере, до лета 2016. Однако, по мнению экономиста, главным на сегодня для Казахстана является не поддержание курса тенге, а спасение экономики страны.
F: В чём, на ваш взгляд, причина ослабления тенге?
- В ослаблении экономики Казахстана.
F: После назначения на должность председателя Нацбанка Данияра Акишева эксперты сообщали, что он являлся сторонником резкой девальвации. Не связывает ли вы снижение тенге с появлением нового главы финансового регулятора?
- За те несколько дней, что Данияр Акишев занимает должность председателя центрального банка страны, трудно было составить мнение о том, какой политики он придерживается. Связывать ослабление тенге с его приходом не очень правильно. Как я уже сказал, причиной ослабления тенге является ослабление в целом экономики нашей страны.
F: Насколько вероятно то, что Нацбанк перестал делать интервенции?
- Возможно, что новый глава финансового регулятора не поддерживает политику сокращения денежной массы, которую избрал Кайрат Келимбетов. Но пока трудно что-то сказать наверняка.
F: Как вы считаете, тенге достиг своего дна?
- Думаю - да. Однако я полагаю, что она останется на этом уровне (300 тенге за $1 – F) до следующего лета. В дальнейшем всё будет зависеть от тех действий, которые предпримут Нацбанк и правительство. Принятые до этого меры и различные программы продемонстрировали свою неэффективность.
F: Что Нацбанк и правительство, на ваш взгляд, должны сделать?
- Главное для Казахстана сегодня - это не поддержать курс, а спасти экономику. Если мы этого не сделаем, нам уже ничто не поможет. Пока мы видим лишь первую фазу серьёзного кризиса. В полной мере ощутить его мы сможем к концу весны 2016. И затем нас ждут несколько лет жесточайшего кризиса. Сейчас мы ещё идём по инерции. После того, как экономика встанет, будет необходимо много ресурсов и времени, чтобы раскачать её снова. По этой причине важно не допустить этой остановки. Если это произойдет, мы можем впасть в кризис, который продлится 5-6 лет. Сейчас необходимо направить все ресурсы на то, чтобы не дать экономике свалиться.
F: Есть ли у правительства реальные ресурсы, чтобы не допустить этот кризис?
- Конечно, есть. У нашей страны есть денежные запасы, здоровая инфраструктура, неплохая экономика. Однако здесь можно совершить другую ошибку – растратить резервы на поддержание уровня жизни населения, то есть мы их просто проедим. Это ещё хуже. Это всё равно, что дать больному вместо лекарства обезболивающее. Ему, конечно, временно станет лучше, но в итоге болезнь усугубится.
F: Куда необходимо инвестировать, на ваш взгляд?
- В рынок. Сегодня необходимо инвестировать в МСБ. Бизнес живёт в рынке, он зарабатывает, обеспечивает рабочие места и платит налоги. Самому бизнес с нуля, не взяв кредит, построить невозможно. Поэтому правительство должно помогать начинающим бизнесменам, из которых потом могут вырасти успешные предприниматели. Можно направлять деньги в МСБ через БВУ.
F: У нас этим фонд «Даму» занимается…
- Хороший фонд. Это единственная идея, которая у нас более или менее работает. Но кредитов, которые они выдают, недостаточно. Это капля в море. Государству необходимо направить больше денег на программы, реализуемые этим фондом. Все остальные идеи и программы не продемонстрировали результата. Нужно искать новые пути развития и поддержки экономики.
Венера Гайфутдинова, обозреватель Forbes.kz