Досаев Е. - Об итогах социально-экономического развития и исполнения республиканского бюджета за январь-сентябрь 2021 года

12.10.2021

Источник: Banker.kz

По итогам 9 месяцев т.г. в мире наблюдается рост мирового ВВП и деловой активности, который сопровождается усилением инфляционного давления и ожиданием ужесточения денежно-кредитных условий.

(ЭКОНОМИКА В МИРЕ И КАЗАХСТАНЕ ПРОДОЛЖАЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ)

В 3 квартале т.г. мировая экономика вернулась к допандемическому уровню и по прогнозам ОЭСР продолжит восстановление в 2021-2022 годах. Рост мирового ВВП в 2021 году составит 5,7%, в том числе среди стран-основных торговых партнеров РК в Еврозоне ожидается 5,3%, в Китае – 8,5%, в России – 2,7%.

После 3-х месяцев снижения Индекс деловой активности в мире в сентябре вырос с 52 до 53 за счет сектора услуг.

В Казахстане индекс деловой активности снизился на 0,4 пункта до 49,8 из-за снижения активности в строительстве и услугах до 49,3 и 49,1, в промышленности индекс вырос на 1,8 пункта до 50,9.

Наблюдаемое быстрое восстановление мировой экономики стало возможным за счет фискальных стимулов и мягких денежно-кредитных условий.

(В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗРОСШЕГО В МИРЕ СПРОСА ДОРОЖАЕТ СЫРЬЕ)

Последовавший за восстановлением мировой экономики быстрый рост спроса оказывает давление на сырьевые цены.

Стоимость промышленного сырья в августе т.г. возросла на 38,5%, преимущественно за счет удорожания базовых металлов на 42,6% из-за высокого спроса со стороны Китая и развитых стран. Сельскохозяйственное сырье за этот период подорожало на 22,7%.

В сентябре т.г. индекс продовольственных цен ФАО вырос до 130,0 в результате повышения цен на растительные масла, зерновые, молочную продукцию и сахар. За год индекс ФАО вырос на 32,8%.

Дополнительным источником повышения цен производителей по итогам сентября т.г. стало дальнейшее удорожание перевозок сухого груза, которые по оценкам Baltic Dry Index выросли в цене в 5,4 раза по сравнению с декабрем 2019 года, относительно мая 2020 года – в 10 раз.

Принимая во внимание более высокие цены на сырьевые товары и рост транспортных расходов, ОЭСР оценивает их вклад в годовую инфляцию потребительских цен стран G20 на уровне 1,5 п.п.

(К УЖЕСТОЧЕНИЮ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИСТУПАЮТ И РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ)

В результате роста инфляционного давления в мире к ужесточению денежно-кредитной политики приступают и развитые страны.
На заседании 22 сентября т.г. ФРС обсуждал более раннее повышение ставки уже в 2022 году вместо 2023 года. Ожидается объявление сворачивания QE в ноябре т.г.

ЕЦБ сокращает объем скупки облигаций на фоне ускорения инфляции в ЕС до 13-летнего максимума - 3,4%, в том числе в Германии до 28-летнего максимума – 4,1%, во Франции до 10-летнего максимума – 2,7%.

С начала сентября т.г. 22 страны повысили ключевые ставки, в том числе в очередной раз в России – на 0,25п.п. до 6,75% на фоне роста инфляции до максимума за 5 лет - 7,4% в сентябре т.г. Повышением на 25 б.п. также отметились центральные банки Новой Зеландии и Норвегии.

В этой связи ожидаемое сворачивание стимулирующих мер со стороны центральных банков развитых стран является важным этапом перехода к нейтральной денежно-кредитной политике в мире.

(НА ФОНЕ УХУДШЕНИЯ РИСК-СЕНТИМЕНТА ПРОИСХОДИТ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ)

На фоне более раннего перехода к ужесточению ДКП развитыми странами происходит коррекция на финансовых рынках.

Рыночную волатильность в сентябре усиливали опасения кризиса долгового рынка Китая, связанных с риском дефолта крупнейшего девелопера Evergrande Group, и рост цен на газ в Европе и Азии.

По итогам сентября доллар США укрепился на 1,7%, валюты развивающихся стран ослабли на 2,9%. Глобальные индексы акций развитых и развивающихся стран снизились на 4,3% и 4,2% в связи с ухудшением риск аппетита. Доходности 10-летних ГЦБ США выросли за сентябрь на 18 б.п. из-за напряженности с потолком госдолга.

В результате наблюдается отток капитала с финансовых рынков на фоне одновременного снижения стоимости акций, золота и ГЦБ развитых стран.

(ИНФЛЯЦИЯ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2021 ГОДА ВЫРОСЛА)

Под давлением вышеуказанных факторов инфляция в Казахстане продолжила ускоряться, достигнув 8,9% в сентябре т.г., несмотря на сезонное снижение цен на овощи на 8,7% и фрукты на 2,4%.

Основной вклад продолжает вносить продовольственная инфляция, которая ускорилась за месяц с 11,4% до 11,5% из-за роста цен на мясо (1,3%), растительные масла (0,6%) и сахар (1,1%).

Непродовольственная инфляция выросла за сентябрь на 0,2 п.п. с 7,3% до 7,5% на фоне повышения цен на дизель (3,8% за месяц), газ (0,9%) и уголь (1,9%).

Дальнейшее подорожание ГСМ и возможный рост цен на зерновые представляют существенный риск для стабилизации инфляции.
Ухудшение внешнего инфляционного фона, в особенности со стороны стран–основных торговых партнеров, таких как Российская Федерация, является дополнительным источником инфляционного давления.

В этих условиях эффективная реализация Комплекса мер антиинфляционного реагирования, направленного на стабилизацию немонетарных факторов, должна вернуть инфляцию в 2021 году к верхней границе коридора 7,5-8,5%. Со своей стороны, Национальный Банк продолжит проведение дезинфляционной денежно-кредитной политики на основе тщательного анализа внешних рынков и внутренней ситуации.

(В СЕНТЯБРЕ Т.Г. ГОДОВАЯ ИНФЛЯЦИЯ УСКОРИЛАСЬ В 13 ИЗ 17 РЕГИОНОВ)

Для стабилизации немонетарных факторов в сентябре т.г. Правительством совместно с акимами начата реализация Комплекса мер антиинфляционного реагирования.

В результате накопленный рост цен на СЗПТ снизился с максимума 10,4% в августе до 9,6% по итогам сентября т.г. Однако, по итогам первой недели октября цены продолжили рост, составив 9,9% с начала т.г. Основной вклад в удорожание СЗПТ внесло удорожание яиц, мяса кур, капусты, сахара и говядины.

В сентябре рост цен на дизельное топливо составил 3,8%, а в отдельных областях превысил 10%. Несмотря на рост производства, а также приостановление экспорта, наблюдается дефицит дизельного топлива, который усиливает инфляционное давление и косвенно затрагивает остальные товары.

За прошедший месяц годовая инфляция ускорилась в 13 из 17 регионов. При этом, в 6 областях она превышает 9%.
По мнению Национального Банка, стабилизация цен на региональных рынках и недопущение дефицита товаров являются ключевыми факторами для «обуздания» инфляции в т.г.

(КУРС ТЕНГЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНО ОСЛАБ В СЕНТЯБРЕ 2021 ГОДА)

Несмотря на ощутимый рост цен на нефть, растущий спрос на внутреннем валютном рынке оказывает давление на обменный курс тенге.

За 9 месяцев 2021 года покупки БВУ на бирже увеличились на 19% и достигли в среднем 2,6 млрд долл. США в месяц, на фоне увеличения импорта потребительских товаров на 25% за 7 месяцев 2021 года. Факторами увеличения импорта и роста спроса на иностранную валюту также являются фискальный стимул и использование пенсионных накоплений.

Поддержку тенге в течение месяца оказывали операции по конвертации средств Нацфонда для осуществления трансфертов в бюджет и продажи субъектов квазигосударственного сектора. За 9 месяцев т.г. компании КГС продали валютной выручки на сумму 2,3 млрд. долл. США.

Глобальное укрепление доллара США продолжает оказывать давление на валюты развивающихся стран, в том числе и на тенге. В результате, несмотря на существенный рост цен на нефть на 7,6% до 78,52 долл. США за баррель, за месяц национальная валюта ослабла на 0,1% до 425,75 тенге за долл. США. По состоянию на 11 октября – 424,55 тенге за долл. США, укрепившись с начала месяца на 0,3%.

(АКТИВЫ НАЦФОНДА СНИЗИЛИСЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОРРЕКЦИИ РЫНКА)

Ключевые тенденции на мировых рынках как сигналы о сворачивании ФРС США программы стимулирования, а также коррекция на рынках способствовали снижению международных резервов страны.

Активы Национального фонда на конец сентября т.г. составили 55,0 млрд. долл. США, снизившись за месяц на     1,9 млрд. долл. США.
В сентябре было продано 913 млн. долл. США для обеспечения выделения целевого и гарантированного трансфертов на 392 млрд. тенге.

Поступления в Нацфонд в сентябре составили 135 млрд. тенге, в том числе в иностранной валюте 259 млн. долл. США или 110 млрд. тенге в эквиваленте.

Инвестиционный доход Нацфонда за сентябрь т.г. сложился отрицательным и составил (-)1,20 млрд. долл. США или (-)2,11% из-за коррекции по всем классам активов.

Одновременное снижение цен по всем классам активов носит краткосрочный характер. Уже по состоянию на 11 октября инвестиционный доход Нацфонда частично восстановился и составил 250 млн. долл. США с начала месяца. В долгосрочной перспективе стратегическая аллокация Нацфонда балансирует риски.

(НА ФОНЕ ПАДЕНИЯ ЦЕНЫ НА ЗОЛОТО СТОИМОСТЬ ЗВР СНИЗИЛАСЬ)

Золотовалютные резервы на конец сентября т.г. составили 35,6 млрд. долл. США, снизившись с начала месяца на 1,2 млрд. долл. США.
Портфель золота снизился на 0,8 млрд. долл. США за счет падения цены на золото на 4,6% до 1731 долл. США за унцию в результате роста доходностей казначейских облигаций США на фоне сигналов ФРС США о сворачивании масштабной программы стимулирования.

Активы в свободно конвертируемой валюте снизились на 0,4 млрд. долл. США преимущественно за счет снижения остатков на корреспондентских счетах.

Валовые международные резервы составили 90,6 млрд. долл. США.

(ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОХОД ПОДДЕРЖИВАЕТ РОСТ ПЕНСИОННЫХ АКТИВОВ ЕНПФ)

Пенсионные активы ЕНПФ на конец сентября т.г. составили 13,1 трлн. тенге, увеличившись с начала года на 194,3 млрд. тенге или 1,5%.

На отчетную дату количество исполненных заявлений вкладчиков на досрочное изъятие пенсионных накоплений составило 491,7 тыс. на сумму 1,9 трлн. тенге, из которых 97,5% приходится на решение жилищных вопросов.

По итогам 9 месяцев т.г. получена доходность в размере 8,9% при инфляции 6,2%. Таким образом, с начала т.г. для вкладчиков ЕНПФ обеспечена реальная доходность в размере 2,7%.

Текущее ускорение инфляции в Казахстане вызвано в равной степени как внешними, так и внутренними факторами.
На фоне повышения сбалансированности на мировых товарных рынках, восстановления цепочек поставок ожидается стабилизация внешних факторов к концу следующего года.

В этих условиях основные усилия в среднесрочной перспективе должны быть направлены на устранение дисбалансов на отдельных внутренних рынках и снижение импортозависимости как факторов инфляционного давления.

В качестве примера, сегодня в казахстанском импорте 40,8% приходится на Россию, что является показательным, учитывая ускорение инфляции в России до рекордного уровня 7,4% в сентябре т.г.

Не менее важным аспектом снижения инфляционного давления является завершение внедрения контрцикличного бюджетного правила и ограничение темпов роста бюджетных расходов.

Успешная реализация этого комплекса мер позволит усилить координацию денежно-кредитной и бюджетной политик для достижения цели по инфляции в коридоре 4-6% в 2022 году.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю