С 1 января 2026 года при ввозе электромобилей в Казахстан начнут взимать НДС. Пока же действует льготный период, закрепленный решением Совета ЕЭК.
Tengri Auto обсудил с экспертом, чего ожидать рынку электромобилей, если льготы не будут продлены.
Что изменится в случае отмены льгот
- НДС. При ввозе электромобилей физлица будут обязаны уплачивать НДС в размере 16 процентов (статья 503 Налогового кодекса);
-
Таможенная пошлина. Льгота ЕЭК перестанет действовать, но Казахстан обязан соблюдать правила ВТО. Согласно этим правилам, для физлиц при ввозе электрокаров по линии ВТО сохраняется нулевая ставка пошлины. Это касается только автомобилей, ввозимых для личного пользования. По правилам ВТО, их нельзя перепродавать за пределами Казахстана.
Другие льготы для владельцев
Внутри страны действуют другие льготы - электромобили освобождены от транспортного налога и утильсбора. А регистрационный сбор за подержанные машины с электротягой в два раза меньше, чем за автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Льготы под вопросом
По словам автоэксперта Алексея Алексеева, автомобили подорожают как минимум из-за необходимости платить НДС. Но есть вероятность, что до конца года решение изменится.
"Государство пока не продлило льготы, хотя шансы на это ещё есть. Но допустим, будем исходить из того, что их не продлят. В таком случае как минимум на 16 процентов подорожают электромобили, потому что с нового года к ним начнёт применяться НДС. То есть вот вам сразу плюс 16 процентов",- отметил Алексей.
Справка: Алексей Алексеев - журналист с опытом более 30 лет в этой сфере. Последние 17 лет - главный редактор журнала "За рулем" в Казахстане, автоэксперт.
Таможня и налоги
Что касается таможни, эксперт считает, она, скорее всего, останется нулевой, если автомобиль декларировать по ставкам ВТО.
"То есть, если человек везёт машину для себя, пошлина может остаться нулевой. Но как это будет работать на практике, пока непонятно. Думаю, ближе к 1 января таможня даст разъяснения. При этом сохраняются льготы по отсутствию налога на транспорт, утильсбора и сниженный сбор при регистрации подержанных электромобилей", - объясняет эксперт.
На сколько подорожают электромобили
По подсчетам Алексеева, машины, завезённые из-за рубежа, подорожают на 10–20 процентов.
"Если брать НДС в 16 процентов, то получается заметная прибавка. Но многое будет зависеть от того, будут ли люди занижать таможенную стоимость.
Для примера: если электромобиль стоит 30 тысяч долларов, то сборы на него составят около 5 тысяч. Всё будет регулироваться в зависимости от марки и характеристик, но в любом случае рост цен составит порядка 10–20 процентов".
Чего ждать частникам и официалам
По его словам, эти изменения касаются только частных лиц, потому что официальные поставки и так облагаются всеми налогами, для них ничего не изменится.
"Часть покупателей, возможно, пойдёт в сторону официалов. Но всё будет зависеть от цены. Если машина за 30 тысяч долларов начнёт обходиться в 35, то разница не такая большая. Но если у официального дилера та же модель стоит 50 тысяч, то человек, скорее всего, продолжит покупать на "сером" рынке.
Бум до конца года
Алексеев отмечает, что в целом рост цен будет, но интерес к привозным электромобилям всё равно сохранится. Официалы не всегда могут предложить широкий выбор.
"В Китае, например, огромный ассортимент, а к нам официально завозится ограниченное количество моделей. Поэтому люди и продолжают возить сами, в том числе недорогие варианты стоимостью 8–10 тысяч долларов. Если льготы всё же не продлят, то до конца года, скорее всего, начнётся бум ввоза электрокаров. Те, кто откладывал покупку, будут торопиться оформить её до подорожания".
По прогнозам эксперта, разница особенно будет ощущаться в среднем и дорогом сегменте. Недорогие машины подорожают меньше - здесь дело в простой арифметике. Если автомобиль стоит 10-20 тысяч долларов, то подорожают они на 2-4 тысячи. А вот автомобили дороже 30 тысяч долларов прибавят в цене сразу 5-6 тысяч.