Введут ли в Казахстане прогрессивный налог на доходы граждан?

25.11.2019

Источник: Информбюро

Более справедливой систему налогообложения в Казахстане могут сделать налог на богатство, а также снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

В Послании народу 2 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода.

"Несмотря на рост ВВП и доходов населения, имущественное расслоение внутри казахстанского общества сохраняется и даже усиливается. Это тревожный фактор, требующий к себе особого внимания", – сказал глава государства.

Кабмин ещё работает над схемой реформы, но в ближайшее время введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога ожидать не стоит. Такое решение лежит на поверхности, так как в мировой практике именно такая система трактуется как более справедливая в сравнении с действующей сейчас в Казахстане.

Однако введение одной только прогрессивной шкалы на практике может привести к уходу зарплат в тень. Решением могло бы стать введение налогов на богатство или снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Каким может быть справедливое налогообложение в Казахстане, разбирался Informburo.kz.

Плоская и прогрессивная шкалы
Так называемая справедливая налоговая система в теории должна снижать разрыв в доходах между разными группами населения страны. В первую очередь, в этой связи обычно говорят о двух подходах к налогообложению: плоской и прогрессивной шкалах.

Если коротко, то плоская, или единая, шкала налогообложения означает налог, когда при любом уровне дохода действует один и тот же процент. Получаете ли вы зарплату в 100 тысяч или 1 млн тенге, в Казахстане вы будете платить одинаковые 10%: 10 тысяч и 100 тысяч соответственно.

При прогрессивной шкале налоговые ставки растут в зависимости от роста уровня дохода. Такая система действует, например, во Франции. Там есть семь ступеней ставок от 5,5% до 49%. Самые большие налоги платят граждане с годовым доходом более 500 тысяч евро, но есть и необлагаемый минимум – 6 011 евро, на который подоходный налог составляет 0%.

Вокруг того, какую систему использовать в той или иной стране, ведутся постоянные споры. Например, сторонники плоской шкалы налогообложения считают, что если люди будут сохранять большую часть своего более высокого дохода, то они имеют больше стимулов к работе. В теории это должно способствовать экономическому росту.

Их оппоненты, сторонники прогрессивной шкалы, обычно говорят о большей справедливости своей системы, так как при ней богатые платят больше. Что интересно, именно такая система действовала в СССР.

Запрос на социальную справедливость
Почему президент Касым-Жомарт Токаев поднял тему справедливого налогообложения именно сейчас? Дело в запросе на социальную справедливость, который растёт по всему миру.

Примерами этого является, например, победа Дональда Трампа на выборах в США: во время президентской гонки он апеллировал и обещал решить такие социальные проблемы, как безработица или "ужасная" реформа здравоохранения. В том числе и благодаря этому он смог заручиться поддержкой избирателей и получить кресло президента. Аналогично в разных странах мира поднимаются протесты по социальным причинам. К примеру, в этом году в Чили беспорядки начались из-за повышения цен на проезд в метро.

Социальное напряжение растёт и в Казахстане. В стране, прежде всего в столице, весной и летом прошло несколько собраний многодетных матерей, которые жаловались на тяжёлое финансовое положение. Власти отреагировали на это повышением пособий и созданием льготных ипотечных программ. Но очевидно, что проблемы в сфере доходов населения копились долгое время.

Касым-Жомарт Токаев отреагировал на социальный запрос, дав Правительству поручение модернизировать налоговую систему. Однако готового решения в Послании он не дал, поставив лишь общую политическую задачу. И это отличительная черта первого Послания второго президента Казахстана. Аналогичным образом было дано поручение по освобождению микро- и малого бизнеса от налога на доход сроком на три года.

Теперь схема налоговой реформы полностью зависит от того, какой механизм предложат чиновники из Министерства нацэкономики и Министерства финансов. Срок исполнения поручения – февраль 2020 года.

Работа пока не завершена, но в Миннацэкономики Informburo.kz рассказали, что это поручение подразумевает не только изменение подходов к налогообложению доходов от трудовой деятельности, но и других доходов граждан. В числе последних, например, дивиденды, доходы от аренды, а также имущество – дорогие автомобили, элитное жильё, дорогостоящие предметы искусства, драгоценности и другое.

В Казахстане есть разрыв в доходах?
При обсуждении темы справедливости в налогообложении обычно сталкиваются два подхода: должны ли все граждане платить одинаковые налоги либо больше нагрузки следует переложить на богатых. Дискуссии вокруг этого идут давно, и яркий пример здесь – позиции республиканцев и демократов в США. Первые в основном выступают за свободный рынок и более либеральное налогообложение, а вторые – за государственное регулирование и более высокие налоги для богатых.

Споры вокруг этого идут и в Казахстане. Основная дискуссия идёт о том, как через налоговую систему уменьшить разрыв в доходах между разными группами граждан.

И здесь данные противоречивы. С одной стороны, коэффициент Джини, по которому во всём мире измеряют концентрацию доходов в руках отдельных групп населения, в Казахстане снижается. По данным Всемирного банка, в 2001 году этот показатель был на уровне 0,36, в 2010-м – уже 0,28, а в 2017-м – 0,275. Судя по этим цифрам, экономическое неравенство в стране становится слабее.

Но есть и другие цифры, которые говорят, что национальное богатство сосредоточено в руках малой группы казахстанцев. В исследовании KPMG "Private equity market in Kazakhstan" сообщается, что 162 гражданина имеют состояние более 50 млн долларов. В их руках сосредоточено около 55% всего богатства страны. При этом 96,6% граждан владеют менее 10 тысяч долларов на каждого.


Скриншот из исследования KPMG "Private equity market in Kazakhstan"

Именно такую картину, очевидно, и имел в виду президент Касым-Жомарт Токаев, когда говорил, что, несмотря на рост ВВП и доходов населения, имущественное расслоение сохраняется и даже усиливается.

Каким может быть решение?
Налоговых инструментов для более справедливого распределения доходов множество. Самые простые – это регулирование налога на персональный доход введением прогрессивной, регрессивной или плоской шкал налогообложения. Также во многих странах мира практикуют налоги на роскошь – элитную недвижимость, автомобили, предметы искусства и драгоценности. Какие из этих инструментов можно применить в Казахстане?

По данным Informburo.kz, введение прогрессивной шкалы налогообложения будут рассматривать в перспективе, после внедрения в Казахстане всеобщего декларирования доходов и расходов граждан. Декларирование, напомним, перенесли на 2021 год, его будут внедрять поэтапно. Начнут его с чиновников, сотрудников компаний квазигоссектора и их семей, а в 2025-м оно распространится уже на всех граждан.

При этом, говорят в МНЭ, если систему ИПН и будут пересматривать, то в комплексе: не только с точки зрения ставок, но и с точки зрения внедрения полноценной системы налоговых вычетов и льгот.

До 2007 года в Казахстане уже действовала прогрессивная шкала налогообложения. Затем в рамках налоговой реформы её сменили на плоскую. Одним из основных аргументов для её введения была борьба с теневыми доходами. Насколько это сработало, судить сложно. Но, по данным депутата Мажилиса Парламента Аманжана Жамалова, которые он озвучил 16 октября, сейчас в Казахстане выдают в "конвертах" зарплаты на 10 трлн тенге. Это соответствует 1 трлн тенге упущенного ИПН.

Однако мажилисмен не считает, что введение прогрессивного налогообложения поможет исправить ситуацию. По его словам, высокие ставки налогов перераспределяют не доходы, а богатых налогоплательщиков. Одни из них, подчеркнул депутат, отправятся на свои яхты, а другие будут занижать заработные платы, переведя доходы в "тень". В итоге это может обернуться падением собираемости налогов.

По словам Аманжана Жамалова, введение прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога с 2023 года активно обсуждается. Для граждан с доходами более 500 тысяч тенге индивидуальный подоходный налог может составить 15%. Миннацэкономики, отмечает депутат, оценивает дополнительные финансовые поступления от такой ставки в 18,5 млрд тенге. Это всего 0,02% от всего бюджета.

Основная проблема с "конвертами" кроется не в том, что работодатели не хотят переплачивать за ИПН или пенсионные отчисления работников – они уже "сидят" в зарплатах. Вопрос стоит в нагрузке на фонд оплаты труда – это социальный налог и отчисления в Государственный фонд социального страхования (9,5%), а также взносы в Фонд социального медстрахования (2% в 2020 году).

Именно эти налоги предприниматель выплачивает из собственных средств, а потому занижение официальных зарплат помогает ему снижать свои издержки. Решением могло бы стать, например, введение регрессивной шкалы социального налога – чем больше у тебя зарплаты работников, тем меньше ты перечисляешь в бюджет. В таком случае у бизнеса появится стимул не скрывать истинные доходы своих сотрудников, а также вводить в штат работников, трудящихся по договорам гражданско-правового характера или на аутстаффинге.

Другой вопрос – это личные доходы, прежде всего. богатых граждан, которые облагаются невысокими налогами. В их число входят, например, дивиденды от акций, доходы от паевых инвестиционных фондов или аренды. К примеру, индивидуальный подоходный налог с дивидендов, полученных в пределах и за пределами Казахстана, равен 5%.

"Доход с процентов, если вы обладаете ценными бумагами, депозитами, доходы от капитала и большое количество других источников дохода, которые принадлежат, прежде всего, людям с высоким уровнем доходом и вообще не облагаются налогом", – отметил глава миссии Международного валютного фонда по Казахстану Марк Хортон в разговоре с Informburo.kz.

В этой связи, говорит представитель МВФ, введение налогов на эти потенциальные источники дохода может помочь сделать систему более прогрессивной. В фонде считают, что Правительству следует обратить больше внимания именно на этот вопрос.

Другой способ выстраивания социальной справедливости в налоговой системе – это введение налогов на богатство, например, при покупке дорогой недвижимости, автомобилей, шуб или предметов искусства. Чтобы определить, к примеру, какой автомобиль относится к роскоши, а какой нет, вводят планку цены, при превышении которой начинают взимать дополнительный налог.

Однако вводить налоги на богатство, по данным Informburo.kz, правительство и МНЭ пока также не планируют. Вместо этого предлагается ввести так называемый налог на здоровье. Дополнительный сбор в 10% распространят на элитные алкоголь и табачную продукцию.

Сейчас сумма акциза на коньяк стоимостью до 40 тысяч тенге составляет 250 тенге за литр. В ценовом сегменте до 1 млн тенге ставка такая же. В связи с этим, сообщили в МНЭ, предлагается повысить налоги на эти продукты. Конкретно это коснётся алкогольной продукции с ценой за литр более 20 МРП, или 50500 тенге, и табачной продукции, если цена за одну штуку, то есть пачку, превышает 0,5 МРП, или 1 263 тенге. При введении таких акцизов дополнительные поступления в бюджет составят, по предварительным расчётам, около 40 млрд тенге. Насколько это позволит сгладить разрыв в доходах казахстанцев – вопрос открытый.

Тема для Казахстана не новая
Нужно помнить, что тема справедливого налогообложения для Казахстана не нова: у страны есть опыт работы и с плоской, и с прогрессивной шкалами налогообложения. Первая действует сейчас, а вторая работала до 2006 года. Тогда для граждан с доходом менее 180 МРП в год налог составлял 5%. Такой доход в 2002 году равнялся 148 140 тенге, или 966,5 доллара. Максимальная ставка доходила до 20%.

Затем прошла налоговая реформа, и шкала стала плоской – вне зависимости от размера дохода казахстанцы стали платить одинаковый процент по индивидуальному подоходному налогу – сейчас это 10%. Тем не менее периодически тему возврата к прогрессивной шкале в стране поднимали.

В 2010 году Болат Жамишев, работавший тогда министром финансов, заявлял о планах внедрить такую систему в 2013-м. По словам чиновника, для лиц с доходом менее 300 тысяч тенге в месяц ставка ИПН составляла бы прежние 10%, для дохода в 300-500 тысяч – 15%, выше этого – 20%. В 2010-м средний курс доллара был 147,35 тенге, соответственно, 300 тысяч тенге в то время равнялись чуть более 2 тысячам долларов, а 500 тысяч тенге – почти 3,4 тысячи долларов. Другими словами, в то время даже порог минимальной ставки по прогрессивному налогу соответствовал высокому доходу.

Изменения в шкале не коснулись бы 98% казахстанцев, которые зарабатывали менее 300 тысяч, потому и экономический эффект от нововведений ожидали небольшой. Как заметил Болат Жамишев, поступления в местные бюджеты выросли бы на 1,3% – на 12,5 млрд тенге, или 84,8 млн долларов.

В 2012 году к теме снижения нагрузки на бедных вернулись парламентарии. Тогда депутат Мажилиса Парламента от фракции "Народные коммунисты" Турсунбек Омурзаков предложил снизить для них подоходный налог до 0%.

Мажилисмен говорил о введении "нулевой" ставки для лиц с доходом менее 15 МРП в месяц – это 24 270 тенге, или 162,8 доллара на то время. Для заработка от 15 до 40 МРП (до 64,7 тысячи тенге, или 434 доллара) ставка, по словам депутата, могла бы составить 5%, выше – 10%. Снижение поступлений от категорий налогоплательщиков с пониженной ставкой предлагали компенсировать налогами богатых. Скорее всего, и эта система бы столкнулась с низким экономическим эффектом, о котором говорил Болат Жамишев.

Сейчас в Казахстане, как уже отмечалось выше, шкала налогообложения индивидуальных налогов плоская. До 2019 года все граждане, вне зависимости от величины дохода, платили 10%.

С начала этого года шкала стала двухступенчатой. Весной 2018-го Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой по поддержке казахстанцев с низкими доходами. Елбасы предложил снизить для работников с доходом ниже 25 МРП, или 63 125 тенге, индивидуальный подоходный налог до 1%.

Уже к лету 2018-го Министерство национальной экономики представило механизм исполнения этого поручения. Снизили не саму ставку налога, а облагаемую базу. 90% дохода освобождали от ИПН, а с оставшихся 10% брали обычные 10% подоходного налога – так и получалась ставка в 1%.

По расчётам МНЭ, эта мера должна охватить около 2 млн легально трудящихся казахстанцев и суммарно увеличить их доходы на 29 млрд тенге. Другими словами, в Казахстане уже заработала прогрессивная шкала налогообложения, которая состоит из двух ступеней. Теперь, очевидно, государство переключило внимание с изменения ставок для бедных слоёв на богатых сограждан.

Какой именно будет налоговая реформа, предполагать пока рано – для этого нужно дождаться конкретных механизмов от Миннацэкономики и Минфина. Однако уже сейчас понятно, что если чиновники поставят перед собой цель создать систему, которая реально помогает справедливо распределять национальный доход, то она не должна ограничиваться прогрессивной шкалой ИПН. В реформированной системе могут быть затронуты и роскошь, и сфера управления активами, и зарплатная нагрузка на предпринимателей.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю