Падающий Brent, затаившийся WTI

14.01.2016

Источник: КАПИТАЛ

Тренд неуклонного падения нефтяных цен, продолжавшийся весь 2015 год, привел к тому, что два главных эталона – Brent и WTI – оказались в опасной близости к уровню $30 за баррель. В ходе торгов во вторник, 12 января, минимальное значение для североморской смеси зафиксировалось на $30,55, а техасская нефть даже «заглянула» за указанный рубеж – $29,93. По всей видимости, это не предел: в 2016 году котировки продолжат спуск на нижние уровни и, по одному из прогнозов, озвученных аналитиком для делового еженедельника «Капитал.kz», могут дойти до $25 (WTI) и $23 (Brent).

Рынок нефти падал самостоятельно

Прошлый год нефть начала с кажущихся теперь «заоблачными» уровней: 2 января стоимость Brent составила $56,42, WTI стартовал с $54,56 на торгах 1 января. Сейчас же речь идет о планке «30 плюс». Так, 11 января фьючерсы на европейский эталон стоили $31,60, фьючерсы на техасский эталон – $31,32.

Евгений Слесарев, инвестиционный консультант компании FIBO Group, говоря о том, почему продолжается падение стоимости нефти, перечисляет несколько причин – они, «к сожалению, не новые».

Во-первых, это полная неготовность стран - участниц ОПЕК договориться об ограничении добычи. «Более того, мне кажется, что картель упустил свой шанс влиять на рынок нефти, поскольку появилось очень много других производителей углеводородов. Поэтому единственная возможность, которую сейчас видят для себя традиционные нефтедобытчики, – это поддерживать текущий уровень добычи, а если есть возможность, то и наращивать его», – говорит эксперт.

Второй фактор, по его мнению, – это замедление экономики Китая, а также планы этой страны по расширению сферы услуг вместо производства. «Это увеличивает опасения игроков рынка, что спрос на нефть будет падать», – отмечает Евгений Слесарев. Кроме того, добавляет эксперт, нужно учесть увеличение инвестиций в «чистую» энергию, такую как солнечные, ветряные станции, станции приливов и т. д. – это характерно для всего мира, хотя наибольшая активность в этой сфере проявляется в Европе.

Третий фактор заключается в росте стоимости доллара США. «Нефть и доллар имеют обратную корреляцию. Чем дороже доллар, тем ниже котировки углеводородов. А доллар сейчас чувствует себя хозяином положения на валютном рынке», – комментирует аналитик.

Олжас Байдильдинов, независимый аналитик в нефтегазовой сфере, рассказывает, в чем отличие нынешней ситуации с не прекращающими падение нефтяными ценами от того, что происходило в 2008-2009 годах. Тогда кризис пришел на рынок нефти с финансовых площадок. Схлопнулись несколько пузырей на финансовых рынках, что отразилось на стоимости основных сырьевых товаров, включая нефть. «По сути, цены падали полгода в 2008 году: резкое снижение стартовало с максимума в $143,95 в августе и остановилось на минимуме в $33,73 в декабре, после чего началось восстановление цен. И уже в августе 2009-го стоимость достигала $74 за баррель», – приводит данные собеседник.
Нынешний кризис отличается тем, что рынок нефти падал самостоятельно. «Было перепроизводство сырья, которое сохраняется и будет сохраняться еще на протяжении ближайшего года как минимум. То есть цены на нефть шли вниз, тогда как основные фондовые площадки и индексы в прошлом году росли. В январе мы увидели, как началось падение уже на финансовых рынках, что добило цены до текущих уровней», – объясняет эксперт.

Подруга милая, кабак все тот же…

2016-й не принесет баррелю ничего нового – по крайней мере, в I квартале будут господствовать все те же факторы, определяющие стоимость черного золота на мировом рынке, считает Евгений Слесарев.

Все будут внимательно следить за основными производителями. Снимут ли санкции с Ирана и выйдет ли он на рынок с тем объемом, который обещает, – это первый фактор, который называет аналитик. Речь идет, отметим, об 1 млн барр./сут. – по 500 тыс. барр./сут. после снятия санкций и в течение полугода после этого, такое заявление делал в 2015 году министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане.

Важной точкой внимания станет развитие политической ситуации на всем Ближнем Востоке. «Текущий конфликт между Ираном и Саудовской Аравией может стать искрой, которая взорвет весь Ближний Восток. Кстати, Саудовская Аравия все больше и больше погружается в конфликты с соседями, а денег с рынка нефти получает все меньше», – отмечает Евгений Слесарев.

Безусловно, важным для нефтяного рынка будет состояние экономики Китая, продолжает перечисление собеседник. Действительно ли КНР снизит потребление энергоресурсов и сможет ли поддерживать потребление хотя бы на текущем уровне – вот за чем предстоит наблюдать нефтяным трейдерам.

Интересно, что второй и третий факторы, а в определенной степени и первый из перечисленных выше, начали проявлять себя с самого начала этого года. Так, конфликт двух мощных игроков на рынке черного золота – Саудовской Аравии и Ирана (в совокупности они добывают шестую часть мировой нефти), набравший обороты после того, как королевство казнило шиитского проповедника Нимра аль-Нимра за причастность к терроризму, оживил котировки. Агентство Bloomberg сообщило: 4 января, в день, когда на биржах стартовали торги после Нового года, Brent к 9:25 мск подорожал до $37,95, то есть на $0,67, WTI прибавил $0,61, подорожав до $37,65; в ходе сессии того дня Brent приближался к $39.

Однако после этого краткосрочного «успеха» нефть продолжила падение на слабой промышленной статистике КНР, на фоне приостановки торгов на Шанхайской фондовой бирже (что случилось из-за падения индекса SSEC почти на 7%) и на ожиданиях информации о запасах в Соединенных Штатах. Вместе с тем, по мнению некоторых аналитиков, именно противостояние Саудовской Аравии и Ирана, которое для стоимости нефти является повышающим фактором, не дало котировкам упасть ниже тех отметок, до которых они дошли на неделе, прошедшей под знаком китайских и американских новостей.

Помимо этого, по словам Евгения Слесарева, есть еще один фактор, который также будет определять стоимость сырья в 2016 году, – деятельность ФРС США. В декабре 2015 года Федрезерв поднял ключевую ставку (с установленных в 2008 году минимальных 0-0,25% до 0,25-0,5%. – Ред.). «Теперь рынок будет ждать сигналов от американского регулятора, насколько агрессивно вырастет ставка в 2016 году. От этого будет зависеть стоимость доллара. По мнению аналитиков банка Morgan Stanley, рост доллара на 5% приведет к удешевлению нефти на 10-25%», – говорит собеседник.

Меньше 30 – вполне реально

В целом снижение нефтяных цен наблюдается уже на протяжении 1,5 лет: в июне 2014 года они достигли максимума в $115,19 за баррель, после чего началось падение, и, по мнению Олжаса Байдильдинова, «дна мы до сих пор еще не увидели». А если учесть замедление мировой экономики, снижение курсов большинства валют, включая рубль и юань, предстоящие долговые проблемы в ряде стран, то цены, по его словам, вполне могут упасть ниже нынешних.

«Текущий процесс на рынке нефти – это паника. Предсказать, в какой «точке» рынок успокоится и начнет трезво оценивать действительность, практически невозможно. С технической точки зрения ближайшая цель по WTI находится на отметке $25 за баррель, по Brent – $23 за баррель», – продолжает Евгений Слесарев. Аналитик поясняет, почему ожидает именно этих цифр: в 2003 году, когда на рынке были такие цены, наблюдалась дивергенция, и североморская смесь стоила дешевле техасского сорта.

Отметим, что в конце 2015 года уже наблюдалась ситуация, когда Brent уступил позиции WTI, и одной из причин этого аналитики называют данные о сокращении запасов нефти в США. Управление энергетической безопасности сообщило, что коммерческие запасы на неделе, закончившейся 18 декабря, уменьшились на 5,88 млн баррелей и составили 484,78 млн баррелей.

В итоге 22 декабря, в преддверии выхода официальных данных и на информации от Американского института нефти (который, правда, недосчитался только 3,6 млн баррелей в нефтехранилищах страны), сорта разошлись на планке $36, и WTI обошел Brent ($36,14 и $36,11 соответственно). 23 декабря разница увеличилась до $0,14 (европейский баррель стоил $37,36, американский – $37,50). 24 декабря показатели оказались такими: Brent – $37,89, WTI – $38,10, то есть больше 20 центов в пользу второго. Построждественские торги развили идею: 28 декабря Brent остановился на отметке $36,62, WTI – на отметке $36,81 (разница – $0,19), 29 декабря Brent отступил от WTI на $0,08 (цены: $37,79 и $37,87 соответственно), 30 декабря, когда сорта стоили $36,46 и $36,60, Brent не дотянулся до WTI на $0,14. После Нового года баррели вернулись к позициям, которые в последние годы стали для них привычными: 4 января Brent вновь обошел в цене WTI, причем сразу на $0,46, стоимость – $37,22 и $36,76 соответственно.

Продолжая тему стоимости углеводородного сырья в 2016 году, Богдан Зварич, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», говорит, что нефть марки Brent может уйти ниже $30. «Этому будет способствовать сохраняющийся «навес» предложения над потреблением, который в текущий момент превышает 1,5 млн барр./сут., рост добычи в некоторых странах и возвращение на рынок Ирана, который обещает наращивать добычу ускоренными темпами», – аргументирует аналитик.

По его словам, снижению цен на нефть также будут способствовать опасения относительно состояния мировой экономики. «Ее замедление может привести к пересмотру прогнозов потребления углеводородов в ближайшие годы в сторону уменьшения, что будет давить на цены на рынке энергоносителей», – говорит эксперт.

В свою очередь Олжас Байдильдинов отмечает: если ориентироваться на технический анализ, то должен быть отскок наверх, «однако тренд на год уже обозначен». Среднегодовая цена Brent, по прогнозам аналитика, вряд ли поднимется выше $50 за баррель, WTI, вероятнее всего, будет находиться в «традиционном коридоре» – на $2-3 ниже североморского эталона.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю