18.09.2015
Источник:
kursiv.kz
Макроэкономические прогнозы, которые недавно озвучили представители министерств национальной экономики и финансов являются более чем оптимистичными и вряд ли отражают реальное состояние дел в экономике. Такое мнение высказали большинство экономистов, опрошенные «Къ».
Напомним, что 15 сентября в Мажилисе был презентован проект республиканского бюджета на 2016-2018 годы, составленный на основе прогнозов социально-экономического развития страны на 2016-2018.
Так, согласно этим прогнозам реальный рост ВВП в 2016 году ожидается на уровне 2,1%, уровень инфляции планируется в 2016-2017 годах на уровне 6,0-8,0%.
По мнению директора центра макроэкономических исследований Олжаса Худайбергенова, если цена нефти будет 40 долларов за баррель и при этом частные расходы, равно как и государственные, будут сокращаться на фоне проблем с кредитованием, то это чрезмерно оптимистичный прогноз.
«При таких параметрах экономика должна падать. Исключение, если государство нарастить госрасходы, причем сделает это эффективными способами», - говорит экономист.
Комментируя прогнозируемый уровень инфляции в 6-8%, Олжас Худайбергенов считает, что это возможно, если все инфляционные процессы проявятся в этом году, а в следующих годах курс будет стабильный.
Российский экономист, управляющий директор Hedge.pro Илья Бутурлин также называет этот прогноз «довольно оптимистичным» и, по-видимому, рассчитанным на то, что цены на нефть начнут постепенно восстанавливаться.
Чтобы увидеть темпы роста на таком уровне, среднегодовые котировки нефти должны вернуться в район 70 долларов за баррель, что на текущий момент выглядит маловероятным.
Председатель правления «BRB Invest» Галим Хусаинов полагает, что министерства предложили достаточно оптимистичные прогнозы по росту экономики и инфляции, которые при этом не совсем между собой коррелируют.
«Реальный рост прогнозируют на уровне 2,1% от ВВП, при том, что ожидают падение нефтедобычи до 77 млн тонн, что составляет падение 4%. А падение в нефтяной отрасли оказывает влияние на смежные отрасли.
Соответственно, должно быть что-то другое, что компенсирует падение нефтедобычи и еще добавить 2% роста. Учитывая, что нефтяная отрасль у нас занимает львиную долю в объеме промышленного производства, то влияние падения нефтедобычи значительно скажется на экономике», - комментирует эксперт.
Комментируя прогнозы по инфляции, директор ТОО «Oil Gaz Project» Жарас Ахметов полагает, что правительство находится перед трудным выбором: стимулировать экономический рост или обеспечивать низкую инфляцию.
«Если задача не дать уйти в рецессию, удержаться в районе 0, то инфляцию удержать в заявленных рамках не удастся. Если задача - удержать инфляцию, то экономика скатится в рецессию», - говорит он.
Спасет ли экономику программа «Нурлы жол»?
Известно, что в начале года Главой государства была объявлена и утверждена государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы-жол», предполагающая стать «драйвером» экономики в период кризиса. На ее реализацию в бюджете выделяется 1 241,5 млрд тенге.
По мнению Жараса Ахметова, тенденция, сложившаяся сегодня, указывает на то, что рост ВВП в этом году будет около нуля. Реальных точек роста ВВП в следующем году не видно. Даже если государственная программа «Нурлы Жол» будет реализовываться эффективно, ее результаты не успеют сказаться в будущем году.
По словам Галима Хусаинова по программе «Нурлы Жол» выделяется всего 460 млрд тенге, при том, что падение цен на нефть в размере 3,5 млн тонн дают сокращение в размере в районе 200 млрд тенге.
Учитывая, что часть денег с «Нурлы Жол» уйдут на импорт, то они не будут участвовать в ВВП страны, а значит реальное влияние будет меньше. Соответственно, программа Нурлы-Жол сможет только компенсировать в ВВП потери от добычи.
«Каким образом будет осуществлять рост по другим отраслям на фоне падения спроса – вообще не понятно. Например, строительная отрасль. При падении реальных доходов, строительная отрасль будет в большом кризисе и восстановление ее нельзя ожидать в 2016 году. То же самое касается машиностроения, особенно, которое связано с нефтяной промышленностью», - говорит эксперт.
Дефицит бюджета – за счет Нацфонда?
Известно, что исходя из заявленных макроэкономических прогнозов, поступления республиканского бюджета в 2016 году планируются в 6 595,4 млрд. тенге, а расходы – 7 318,9 млрд. тенге. Дефицит бюджета прогнозируются на уровне -723,4 млрд. тенге
Гарантированный трансферт из Национального фонда на три года определен в размере 2 300,0 млрд. тенге.
Олжас Худайбергенов полагает, что трансферт из Нацфонда в 2,3 трлн. тенге на 3 года - это маленький объем. Скорее всего, объемы трансферта будут увеличены. Но опять же все упирается в цену нефти - если она вырастет, а может начать расти со второй половины 2016 года, то тогда возможно прогноз по трансферту оправдается хотя бы в 2017-2018 годах.
Жарас Ахметов полагает, что дефицит бюджета могут покрыть за счет новых заимствований, но получится это или нет - сказать трудно.