Финансовый центр Астаны: опять деньги на ветер?

16.05.2016

Источник: Forbes Kazakhstan

Участники финансового рынка недавно получили удивительный проект предложения по развитию биржи на территории Международного финансового центра «Астана».

В мае 2015 был утвержден план совместных действий правительства и Нацбанка по созданию и развитию Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). В декабре 2015 был утвержден конституционный закон о МФЦА. Сейчас работа по созданию этого финансового центра в полном разгаре.

В начале мая профессиональные участники финансового рынка получили проект нового предложения по развитию биржи МФЦА, который вызвал у них большое недоумение, особенно с учетом того, что управляющим центра является бывший глава Нацбанка Кайрат Келимбетов.

В частности, руководство АО «Администрация МФЦА» констатирует, что рынок капитала так и не развился за последние 20 лет, а Казахстанская фондовая биржа до сих пор, по сути, является валютной биржей. В связи с этим предлагается сконцентрировать рынок ценных бумаг Казахстана на бирже МФЦА путем создания новой высокотехнологичной фондовой биржи с привлечением стратегического партнера и перевода всех ценных бумаг Казахстанских эмитентов с текущей биржи на новую.

Отсутствие смысла

Судя по аргументации администрации МФЦА, проблема нашего рынка ценных бумаг в том, что государственные деньги, потраченные на фондовую биржу, были пущены на ветер. А на самом деле, оказывается, нужна новая высокотехнологичная биржа вместе со стратегическим партнером, и это сразу поднимет рынок ценных бумаг на кардинально новый уровень.

То есть с МФЦА наши госорганы продолжают играть в свою любимую игру: не выполнил старые планы – забудь и создай еще более грандиозные и дорогие новые проекты. Такая схема работы чиновников неплохо работала в тучные годы высоких цен на нефть, однако сейчас картина другая. В условиях, когда низкие цены на нефть установились надолго (если не навсегда) и у госбюджета кроме нефти нет других существенных доходов, правительство больше не может играть в такие игры и продолжать бездумно тратить государственные деньги.

К слову, Казахстанская фондовая биржа всегда искала стратегического партнера, однако потенциальные партнеры не хотели тратить свои деньги и усилия в Казахстане, где, как правильно было замечено выше, рынок капитала так и не развился за последние 20 лет.

Не буду подробно останавливаться на причинах неразвитости нашего фондового рынка, я писал об этом ранее. Подчеркну только, что этот рынок находится в упадке из-за искажения рыночных отношений и невыполнения своих планов со стороны правительства. Но Нацбанком была проделана неплохая работа, и сегодня Казахстанская фондовая биржа соответствует лучшим мировым стандартам. К сожалению, наличие хорошо развитой биржи является важным, но не достаточным условием для полноценного развития рынка ценных бумаг.

Другим минусом предложений администрации МФЦА является фактически насильственный перевод всех ценных бумаг казахстанских эмитентов с текущей биржевой площадки на новую. В этом случае правительство играет в свою любимую игру, делая всё, что нужно ему самому, и не заботясь об интересах налогоплательщиков.

Только представьте себе. Ваша компания успешно выпустила акции или облигации, которые находятся в листинге и торгуются на Казахстанской фондовой бирже. В один день вам говорят, что правила поменялись, и вам надо перевести все ваши ценные бумаги на новую биржу в МФЦА. Казалось бы, что тут такого? Меняется только название биржи. Однако это не так.

В соответствии с конституционным законом, в МФЦА будет действовать отдельное законодательство, основанное на праве Англии, и официальным языком будет английский. То есть, чтобы зарегистрировать свои ценные бумаги на новой бирже, вам понадобятся англоязычные юристы и финансисты, в совершенстве знающие законодательство Англии, для переработки всех ваших договоров и других документов, необходимых для новой биржи.

Здесь сразу возникает вопрос. Зачем казахстанской компании нужно тратить свои деньги и время, если Казахстанская фондовая биржа вполне удовлетворяла компанию? Если же казахстанская компания хочет привлечь иностранный капитал, то она без проблем может потратить дополнительные деньги и выпустить свои ценные бумаги на любой развитой зарубежной бирже, где будет гораздо больше иностранных инвесторов, по сравнению с МФЦА. Это только самые простые вопросы, возникающие по поводу предложений администрации МФЦА.

Где обещанная прозрачность?

Создание МФЦА требует громадных государственных затрат, и нам, налогоплательщикам, нужно четко понимать, какова будет отдача. К сожалению, текущие и будущие государственные расходы и инвестиции по этому проекту на данный момент абсолютно непрозрачны. Интересно, что по Плану нации «100 шагов» у нас, наконец, должно сформироваться подотчётное государство. Однако в случае с МФЦА правительство почему-то решило пойти другим путем.

Чтобы скрыть затраты на этот центр, чиновники сделали всё для вывода их из госбюджета, который утверждается парламентом. Для этого в законе о МФЦА было прописано, что весь бюджет центра будет формироваться за счет средств Нацбанка, а также за счет сборов и платежей со стороны участников МФЦА. Поскольку для привлекательности центра сборы со стороны его участников будут минимальны, то этот проект целиком будет финансироваться регулятором.

Надо отметить, что у Нацбанка нет собственных средств. У него есть деньги Нацфонда, ЕНПФ, госбюджета, а также валютные резервы страны, однако эти средства находятся под отдельным контролем и недоступны для оплаты расходов МФЦА. Поэтому «собственные средства» Нацбанка – это ни что иное как печатание денег, со всеми вытекающими отсюда рисками.

Также важно подчеркнуть, что МФЦА будет государством в государстве с отдельным законодательством, финансовым регулированием, налоговой системой и судом, которые будут кардинально отличаться от казахстанских аналогов. У центра будут свои административные, регулирующие, контрольные, и налоговые органы. Рабочим языком центра будет английский. Чтобы создать такое мини-государство, а затем поддерживать его в рабочем состоянии, Нацбанку потребуется печатать очень много денег.

В соответствии с законом о МФЦА, совет центра, возглавляемый главой государства, будет утверждать бюджеты и годовые отчеты МФЦА. Однако в законе ничего не говорится о публикации этих документов для общественности. То есть, в отличие от госбюджета, мы не сможем узнать, сколько же денег было и будет потрачено на этот проект, который, по моему мнению, будет таким же провальным, как и Региональный финансовый центр Алматы.

Помимо этого, большую часть зданий ЭКСПО-2017 бесплатно передадут в ведение МФЦА. Уверен, что мы также не узнаем стоимость всех физических госактивов. В любом случае, можно сказать, что сумма государственных расходов и инвестиций будет очень существенной. С учетом текущих проблем с получением доходов в госбюджет остро встает вопрос, насколько эффективны будут эти государственные затраты.

Зачем нам нужен МФЦА?

Согласно закону о МФЦА, главными его задачами являются:

- содействие в привлечении инвестиций в экономику;

- развитие рынка ценных бумаг;

- развитие рынка банковских, страховых услуг и рынка исламского финансирования.

Вызывают сомнение и эти задачи, и способность МФЦА осуществить их.

Во-первых, чтобы привлечь иностранные инвестиции в международный финансовый центр, нужно иметь развитый местный фондовый рынок. При наличии развитого рынка МФЦА однозначно помог бы увеличить поток иностранных инвестиций в ценные бумаги местных компаний. Однако если рынок капитала не развит, то никакой высокотехнологичный финансовый центр не привлечет портфельные иностранные инвестиции в страну.

То есть, сначала надо развить фондовый рынок, и только потом думать о международном финансовом центре. Что нужно сделать, чтобы развить рынок ценных бумаг, я уже писал. Для этого надо пойти на довольно радикальные шаги. Однако пока не видно никакого желания правительства продвигаться к серьезным реформам в этом направлении. Создается впечатление, что оно просто ждет, когда цены на нефть наконец поднимутся, и можно будет начать строить новые грандиозные планы.

Во-вторых, остается непонятным, как МФЦА будет способствовать развитию рынка страховых и банковских услуг. Банковская и страховая деятельность – это два серьезнейших и очень специфических сектора финансового рынка. Сейчас никто в местных банках и страховых компаниях не представляет, каким образом МФЦА будет помогать их развитию. Хуже того, есть очень большие опасения, что в МФЦА появятся сильные иностранные конкуренты, которые будут иметь значительные преимущества из-за беспрецедентных налоговых льгот и облегченного регулирования.

МФЦА – образец отсутствия структурных реформ

В своей прошлой статье я подчеркивал, что План нации «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» по своей сути неплохой документ, но он совсем недостаточен, чтобы добиться долгосрочного роста экономики в условиях низких цен на нефть. Пример МФЦА - это еще одно подтверждение этому.

В Плане нации развитию МФЦА посвящено целых пять шагов, однако, как я указал выше, эти шаги ни к чему не приведут без серьезных реформ в финансовом секторе. К сожалению, в этом стратегическом документе, а также в других программных документах правительства нет планов по ключевым структурным реформам по развитию финансового рынка.

Судя по тому, что происходит сейчас на фондовом рынке, можно однозначно сказать, что в ближайшие несколько лет у нас не будет нормально работающего МФЦА и фондового рынка. Считаю, что нам крайне не хватает единого стратегического документа, который бы объединил все необходимые структурные реформы во всех сферах – в экономике, в финансовом секторе, в институциональном развитии и так далее. Также есть сомнения, что нынешнее правительство готово пойти на серьезные реформы, и у него есть способности реализовать их.

Автор: Жангир Рахжанов, экономист
Возврат к списку новостей

Рекламодателю