Финансовый сектор Казахстана соответствует начальному этапу экономического развития

23.02.2023

Источник: STOCK-MAKS.COM

Финансовый сектор Казахстана точно соответствует начальному этапу экономического развития. Это значит, что у экономики на этом уровне, который как правило характеризуется концентрацией на экспорте дешевых сырьевых ресурсов или массовом использовании низкооплачиваемого труда, не требуется сложной финансовой системы для максимизации эффективности использования капитала.
Именно поэтому в банковской системе РК мы видим все большее смещение с кредитования реального сектора, на кредитование потребления, которое в условиях высокой импортной зависимости страны, приводит к оттоку капитала и недофинансированности местного бизнеса. Государство в этой ситуации пытается заместить банковские инвестиции, однако это приводит лишь к дальнейшему росту неэффективности, как реального сектора, который привыкает к более дешевым госкредитам, так и банков, которые все больше концентрируются на более простом и высокомаржинальном секторе, то есть на потребкредитовании.

К сожалению, подобная линия поведения по цепочке приводит к затору в развитии и других финансовых услуг. Слабый интерес банков РК к реальному сектору сдерживает развитие страховой отрасли. То есть, банки отказываясь от более сложного и более рискованного направления кредитования, в котором заключена их важнейшая функция, не дают страховому рынку расти более динамично. Государство и здесь пытается заместить банковский спрос через льготные программы страхования, однако этого совершенно недостаточно и в итоге страховое направление остается слаборазвитым.

Аналогично обстоят дела и в услугах по инвестированию в ценные бумаги Казахстана. Только к недостаточно активному ритму пульсации ликвидности, создаваемому банковским сектором РК, здесь можно добавить слабое участие пенсионных средств, средств Фонда национального благосостояния, а также слишком агрессивные макроэкономические условия в Казахстане, прежде всего высокий уровень инфляции и слабость национальной валюты.

То есть, из-за слабого участия институциональных денег в инвестиционном процессе через фондовую биржу Казахстана, список инструментов, которые могли бы быть интересны розничным инвесторам причем как резидентам, так и не резидентам, остается достаточно узким. А те инструменты, что торгуются сейчас, имеют невысокую ликвидность, что при условии высоких курсовых и инфляционных рисков делают инвестиции в казахстанские бумаги слишком рискованными и не интересными. Поэтому казахстанский инвестор голосует деньгами за иностранные ценные бумаги, в том числе криптовалюту.

Здесь можно сделать поспешный вывод о том, что все упирается в низкую инвестиционную эффективность банковского сектора РК. В каком-то смысле это так и есть, однако банки такие же участники финансового рынка, как и все остальные. Если они справедливо видят высокие риски инвестиций в казахстанский бизнес, это значит, что реальная проблема не в банках, а в страновых рисках.

То есть для налаживания инвестиционного процесса, необходимо сделать валюту РК более стабильной, держать инфляцию под контролем, снизить базовую ставку под 6-7% и вот тогда, если банки не станут инвестировать, можно будет задаться вопросом об их компетентности и законодательном принуждении к более активному участию в инвестиционном процессе.

А пока это не так. Мы видим, что даже граждане РК боятся использовать среднесрочные и долгосрочные тенговые вклады БВУ, предпочитая им краткосрочные вклады в тенге или валюте. Естественно, что в таких условиях ни у банков, ни у бизнеса нет и не будет возможности более дешевого и длинного кредитования. А без этого ни у страховщиков, ни у компаний представляющих услуги для инвестирования в ценные бумаги РК нет стимула к развитию хромающего сервиса обслуживания клиентов и разработки более интересных продуктов.

Из-за высокой роли государства в развитии финсектора Казахстана, государственное участие выливается подчас в противоположные по направлению действия.

С одной стороны государство выполняет совершенно правильную роль регулятора, укрепляя и ужесточая стандарты и надзор, как то внедрение банковского стандарта Базель III, внедрения страхового стандарта Solvency II, переход на риск-ориентированный подход в оценке и другое.

Но с другой стороны, государство берет совершенно не свойственные ему функции внедрения инноваций, развитие финансовых технологий, формирование экосистем и цифровых платформ. То есть того, что должен делать бизнес от финансового сектора в рамках улучшения своей эффективности, клиентского сервиса и прочего.

Это явное противоречие, которое в условиях агрессивных макроэкономических условий, характерных для экономики РК, может не позволить государству быть достаточно жестким в надзоре за устойчивостью организаций и одновременно с этим разрабатывать и внедрять конкурентоспособные финансовые технологии.

Более эффективным действиями государства для развития финансового сектора РК видится встраивание стабилизирующих механизмов недискреционной фискальной политики, которые защитили бы экономику Казахстана от внешних шоков. Сюда можно отнести бюджетное правило, которое начало работу в РК с 2023 года. Сюда же можно включить законодательное закрепление условий, когда экспортеры должны активизировать продажу валютной выручки для защиты курса, а также действия НБ РК и так далее.

То есть, государство должно взять на себя обязательства сохранения стабильности курса, инфляции и процентных ставок в соответствие с изменением этих индикаторов в экономиках бенчмарках: США, Еврозоны, Китая. А также жесткий надзор за финансовым сектором, чтобы все участники были уверены в прозрачности и надежности системы.

А все остальное, за исключение технологий цифровой валюты центрального банка и критически важной финансовой инфраструктуры, должны развивать участники рынка в консультациях с центральным банком и государством.

Пока это не так, и пока государство пытается перенимать практики и стандарты ведущих экономик мира, которые по определению обладают гораздо более развитыми механизмами защиты от внешних шоков чем РК, финансовый сектор Казахстана так и будет выталкиваться на обочину очередным сильным падением курса тенге .

Есть некоторые надежды на то, что при сохранении жестких санкций в отношении России, финансовые потоки из и в соседнюю страну, сделают Казахстан своего рода промежуточным финансовым мини хабом. Такой сценарий, помог бы развитию местного финсектора благодаря приходу иностранных компаний, для выстраивания соответствующей инфраструктуры. Но даже в этом случае средства будут идти транзитом в иностранные юрисдикции, минуя казахстанские ценные бумаги, что опять же не решает главных проблем на пути развития экономики и финсектора РК.

Развитие финансового сектора это не самоцель, если только речь не идет о выстраивание специфической модели экономики страны вроде Сингапура или Гонконга. Казахстан не подходит на подобную роль глобального финансового хаба в силу своих размеров, численности населения и других факторов.

Так что для РК финансовый сектор, это всего лишь инструмент, который будет использоваться с разной степенью интенсивности в зависимости от траектории экономического развития страны. Если это будет сохранение сырьевой модели экономики, как сейчас, то все попытки государства на своих плечах поднять финсектор на новый уровень, будут сдерживаться пассивностью бизнеса и розничных инвесторов, для которых это будет избыточно к сложившимся экономическим отношениям.

Все развитие в этом случае будут сводиться к большей цифровизации уже существующих финансовых услуг, но не более того. Главным проводником и инициатором цифровых изменений будет государство, для которого подобные действия станут своего рода фетишем для поддержания статуса Казахстана страны, которая следит за мировыми тенденциями.

Настоящего же развития рынка финансовых услуг Казахстана, можно ожидать только в случае перехода экономики страны на следующий этап развития.

Он будет базироваться на активном развитии эффективного обрабатывающего сектора экономики, для которого в условиях рыночной экономики потребуется и еще более активное развитие финансового сектора.

В первую очередь бизнесу потребуется услуги длинного дешевого кредитования, которое сможет предоставить только компетентный банковский сектор. Интенсификация кредитного процесса потребует более развитого сектора страхования. И наконец фондовый рынок, в этом случае получит мощный приток размещений бумаг новых и старых компаний, для которых нужна будет оценка, сопровождение и прочие финуслуги.

Какой из двух сценариев реализуется сказать сейчас невозможно. Мы видим, что казахстанские власти пытаются подготовить условия для второго варианта, предполагающего активное развитие экономики и финсектора РК. Однако этого недостаточно, необходимо чтобы и внешние обстоятельства благоприятствовали. А это и успешный переход экономики Китая на новый уровень развития с акцентом на высокотехнологичный сектор, НИОКР, сферу услуг и потребление. Это и успешная адаптация экономики России к санкциям, и другие факторы.
_________________
Нурбек Искаков,
Аналитик компании,
Esperio
Возврат к списку новостей
Рекламодателю