31.10.2016
Источник:
Личный счет LS
Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне «BBB+».
Международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Казахстана в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB" со "стабильным" прогнозом, передает LS.
Согласно пресс-службы агентства, рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций страны в иностранной валюте подтверждены на уровне "BBB". Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне "BBB+", а краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте – на уровне "F2".
Долгосрочные РДЭ Казахстана "BBB" отражают следующие ключевые рейтинговые факторы:
1. Экономика постепенно адаптируется к значительному шоку, вызванному более низкими ценами на нефть и более слабым спросом со стороны ключевых торговых партнеров. Экономический рост возобновляется, а сокращение сильного суверенного баланса, поддерживающего рейтинги, замедляется. Банковский сектор представляет собой существенный неблагоприятный рейтинговый фактор в сравнении с сопоставимыми эмитентами.
2. Более гибкий обменный курс подкрепляет корректировку платежного баланса, и официальные резервы повысились на $3,5 млрд за первые девять месяцев 2016 года до $31,4 млрд. По прогнозам, дефицит счета текущих операций сократится до 2,3% ВВП в текущем году с 3,2% и будет полностью финансироваться за счет притока чистых прямых иностранных инвестиций. Растущие цены на нефть и металлы, согласно ожиданиям, вернут небольшой профицит счета текущих операций в 2017 года.
3. Увеличение чистых иностранных активов государства (по прогнозам 62% ВВП в конце 2016 года медиана для "BBB" в 2,6%) и сокращение левериджа в банковском секторе будут компенсировать рост чистого внешнего долга небанковского частного сектора, вызванный финансированием энергетических проектов. Это, в свою очередь, снизит чистый внешний долг до прогнозируемого уровня в 13,7% ВВП в конце 2018 года в сравнении с прогнозируемыми 20% в конце 2016 года и ожидаемой медианой для сопоставимых эмитентов в 0%.
При этом по мнению Fitch, более низкие расходы приведут к уменьшению общего государственного дефицита по определению МВФ (которое включает забалансовые расходы) до прогнозных 4,7% ВВП с 6,9% в 2015 году, что было самым высоким значением за 16 лет. Кроме того, прогнозируется сокращение дефицита бюджета республики до 2% ВВП в 2016 году. В сентябре бюджет был пересмотрен, и расходы повышены, чтобы использовать более высокие, чем планировалось, доходы за счет более высоких, чем закладывалось, цен на нефть и улучшения собираемости ненефтяных доходов.
"Новый бюджетный план на 2017-2019 годы (основанный на цене в $35 за баррель на нефть, экспортируемую Казахстаном) исходит из постепенного сокращения дефицита бюджета республики до 1% ВВП к 2019 году при условии сохранения роста расходов ниже номинального роста ВВП и прекращения бюджетного стимулирования. Новых мер по повышению доходов не предлагается, и вместо этого правительство планирует улучшить налоговое администрирование и скорректировать налоговые льготы. Ожидается сокращение дефицита общегосударственного бюджета до 2,4% ВВП к 2018 году, исходя из наших допущений о более высокой цене на нефть", - ожидают в Fitch.
В отчете отмечается, что государственные сбережения находятся на высоком уровне, и активы Национального фонда, резервного бюджетного фонда, составляли $64,4 млрд (49% от ВВП, прогнозируемого Fitch на 2016 год) в конце сентября.
Агентство прогнозирует небольшое расходование средств Нацфонда в течение прогнозного периода до конца 2018 года для финансирования дефицита. Общегосударственный долг прогнозируется на уровне 19,6% в конце 2016 года в сравнении с медианой у сопоставимых эмитентов в 40,3%.
Fitch ожидает снижение этого показателя до 15,9% в конце 2018 годк ввиду высокого роста номинального ВВП и повышения обменного курса (около 45% долга номинировано в иностранной валюте).
Банковская система является неблагоприятным рейтинговым фактором с индикатором банковской системы Fitch на уровне "b". Неработающие кредиты были стабильными в течение этого года и составляли 7,9% всех кредитов на конец сентября. Однако имеются существенные объемы слабо зарезервированных реструктурированных/стрессовых кредитов на балансах большинства банков. Риски дальнейшего ухудшения качества активов связаны с валютными кредитами, которые в настоящее время классифицируются как работающие и которые в основном были предоставлены заемщикам, не имеющим валютных доходов. Государственные взносы капитала в сектор возможны, но вряд ли будут крупными относительно способности суверенного эмитента поддерживать этой сектор.
В агентстве добавили, что экономический рост немного увеличится по сравнению с 0,4% за первые три квартала 2016 года к аналогичному периоду предыдущего года. Более низкие реальные доходы, более жесткие условия кредитования, слабая внешняя конъюнктура, снижение добычи нефти и корректировка к внешнему шоку негативно сказались на росте, и государственные капиталовложения и сельскохозяйственное производство обеспечивали основную положительную динамику.
По прогнозам зарубежных аналитиков, темпы роста повысятся до 2% в 2017 году по мере наращивания добычи на Кашаганском нефтяном месторождении, ввода в эксплуатацию новых добывающих проектов и роста частного потребления. Крупные инвестиции в энергетический сектор будут поддерживать среднесрочный рост. Тем не менее, средний рост в 2016-2018 годы на уровне 1,9% будет существенно ниже среднего показателя в 5,6% за предыдущее десятилетие и медианного показателя для сопоставимых стран в 2,9%.
В то же время официальные интервенции на валютном рынке сокращаются, отмечают в агентстве, и растет эффективность монетарной политики. В то же время по-прежнему высокая долларизация (58,3% на конец сентября в сравнении с медианным показателем для "BBB" в 36%) указывает на слабое доверие к национальной валюте и продолжает сказываться на передаточном механизме. Инфляция должна снизиться до высоких однозначных чисел к концу текущего года по мере снижения влияния девальвации относительно 16,6% в сентябре, но останется на пятилетнем среднем уровне (до конца 2016 года) в 7,9% в сравнении с медианой у сопоставимых стран в 2,7%.
В целом по суверенной рейтинговой модели Fitch Казахстан имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу "BBB-" по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте.
Комитет агентства по суверенному рейтингу скорректировал результаты модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте, применив качественные факторы в сравнении с сопоставимыми эмитентами, следующим образом:
- Государственные финансы: +1 уровень, чтобы отразить крупные государственные сбережения в Нацфонда.
- Внешние финансы: +1 уровень, чтобы отразить значительные внешние активы государства.
- Структурные характеристики: -1 уровень, чтобы отразить слабое состояние банковского сектора.
В Fitch назвали факторы риска (вместе или в отдельности) могут привести к негативному рейтинговому действию:
- Недостатки в проводимой политике или длительный период низких цен на нефть, что вызовет дальнейшее ослабление суверенного внешнего баланса
- Материализация существенных условных обязательств для суверенного баланса со стороны банковского сектора.
При этом факторов, которые могут привести к позитивному рейтинговому действию, больше:
- Устойчивое восстановление внешних и фискальных буферов.
- Шаги, направленные на снижение уязвимости государственных финансов к резким негативным изменениям цены на нефть в будущем, например, за счет сокращения дефицита ненефтяного бюджета.+
- Устойчивое восстановление экономики, поддерживаемое существенным улучшением делового климата и качества управления и более высокой диверсификацией.