17.09.2015
Источник:
Курсив.kz
Было понятно с самого начала, что свободное плавание тенге – это просто дымовая завеса для прикрытия новой одномоментной девальвации. Проблема в том, что Нацбанк и правительство загнали себя в ловушку, из которой очень трудно выбраться. В результате валютный рынок и всех нас еще долго будет лихорадить.
16 сентября Нацбанк вполне ожидаемо осуществил интервенцию на валютном рынке. В пресс-релизе регулятора говорится:
«В целях обеспечения реализации новой денежно‐кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования, Национальный Банк Республики Казахстан принял решение с 20 августа 2015 года отменить валютный коридор и перейти к свободно плавающему обменному курсу.
…
В связи с возросшей волатильностью обменного курса тенге, которая обусловлена спекулятивными операциями участников валютного рынка, в условиях отсутствия объективных и существенных изменений фундаментальных макроэкономических факторов, Национальный Банк Республики Казахстан принял решение провести с 16 сентября 2015 года валютные интервенции с целью стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке. Объем валютных интервенций Национального Банка 16 сентября 2015 года составил 144 млн. долларов США.»
К этому можно добавить, что если вы посмотрите результаты торгов на этот день, опубликованные на сайте биржи, то можете увидеть лучшие котировки на покупку и продажу доллара на конец дневной и вечерней сессии. Они были одинаковые для обеих сессий 283 – 285 KZT/USD. С учетом того, что доллар в начале дневной сессии торговался в районе 300 KZT/USD, то можно однозначно сказать, что в середине этого дня Нацбанк установил узкий валютный коридор, который действовал до конца дня.
Свободное плавание тенге – это фикция
С момента введения, так называемого инфляционного таргетирования, было понятно, что со свободным плаванием тенге ничего не получится. У нас в стране нет условий для такого плавания.
Коротко отмечу, что наш рынок обмена валют на бирже очень маленький, с ограниченным количеством однообразных участников (только банки). С момента перехода на новую денежно-кредитную политику, из-за недостатка ликвидности в тенге, валютный рынок еще больше уменьшился (торги были просто мизерными). В таких условиях курс мог быть выведен из равновесия любым участником и сравнительно небольшой суммой валюты или тенге. В такой среде непонятные скачки тенге просто запрограммированы.
Это было очевидно любому профессионалу. То, что Нацбанк всё равно пошел по этому пути говорит о двух вещах. Либо его специалисты не квалифицированы. Либо это была попытка провести одномоментную девальвацию под соусом свободно плавающего курса.
Теперь, после этой интервенции Нацбанка, гибкий курс стал невозможен в принципе. У Нацбанка нет жестких правил по интервенциям, и он может действовать по принципу, что хочу, то и ворочу. Последняя интервенция была большой по сравнению с уровнями предыдущих торгов, и она не ограничила рост курса, а резко вернула тенге до уровня, понятного только Нацбанку. Так рыночные отношения не работают и никогда не заработают на валютном рынке. Вообще, откуда взялся средний курс в 284?
В соответствии с новой политикой «инфляционным тегированием» Нацбанк больше не имеет права объявлять или устанавливать целевой курс тенге к доллару. Своей последней интервенцией регулятор показал, что он единственный по-настоящему сильный спекулянт на рынке и, что самое плохое, он абсолютно непредсказуем. Все это приведет к еще большей нервозности на валютном рынке и к еще большим колебаниям валют.
Нацбанк и правительство загнали себя в тупик, что бьет по всем нам
Выход из всей этой ситуации только один – это переход на реально работающий валютный коридор, внутри которого будет установлен по-настоящему гибкий курс. Если Нацбанк считает, что курс в 284 KZT/USD равновесным, то пускай установит вокруг него достаточно широкий валютный коридор и затем защищает его границы. Если дальше будут меняться внешние условия, то границы коридора будут смещаться в соответствующую сторону.
По сравнению с жестко фиксированным курсом, в котором не позволялись рыночные колебания валют, такая схема позволит в разы сократить сжигание валютных резервов. С другой стороны, по сравнению со полностью свободным курсом тенге (особенно в нашем недоразвитом валютном рынке), такая схема дает необходимую всем определённость по будущему курсу валюты. При этом сохраняются реальные рыночные отношения на валютной бирже.
Еще раз подчеркну, что если мы хотим построить полностью открытую рыночную экономику, то переход на свободно плавающий курс тенге - это жизненно важная необходимость! Однако, учитывая наши условия, переход должен быть постепенным.
Таким образом, если сейчас ничего не менять, то дальше на валютном будет еще хуже. Однако, громадная проблема в том, что текущее руководство Нацбанка и правительства (судя по пресс-конференции премьер-министр фактически лоббировал свободное плавание тенге) уже ничего не смогут поменять. Для них переход на реально работающий валютный коридор, внутри которого будет установлен по-настоящему гибкий курс означает сделать харакири самим себе.
То есть, в этом случае придется признать, что и старая и новая денежная-кредитная политика (инфляционное таргетирование) были в корне не верны. Придется сознаться, что на самом деле до перехода на свободное плавание никакого реального валютного коридора у нас не было, а был жестко фиксируемый курс. Необходимо будет согласится, что во всех бедах национальной валюты виноваты только они.
Как вы думаете признают ли Нацбанк и правительство свои ошибки, из-за которых пострадали весь бизнес и все население Казахстана? Я тоже так думаю. Поэтому при текущем руководстве этих госорганов, ничего хорошего на валютном рынке не будет.
При чем тут банки и обменные пункты?
Что касается информации, опубликованной Нацбанком по торгам на валютной бирже по каждому банку, то это чистой воды популизм, чтобы перевести стрелки с больной головы на здоровую. С этой точки зрения удивили некоторые эксперты, которые после прошлогодней девальвации обвиняли во всем обменные пункты, а сейчас во всем обвиняют банки, отвлекая таким образом внимание от главных виновников.
В публикации информации по банкам есть две стороны. Первое - это передергивание фактов. Всего на бирже было продано $378 млн. Из них для поддержания курса Нацбанк продал $144 млн. Вполне возможно, что именно первая пятёрка банков купила эту валюту у Нацбанка (кстати по очень выгодному курсу), а ведь именно их население стало считать главными виновниками обвала тенге.
Но самое главное не это. Как я говорил ранее, свободный плавающий курс был невозможен изначально. Нацбанк прекрасно понимал это и сейчас он хочет обвинить во всем банки и показать себя, как защитника интересов населения. Хотя у него во всем этом был только один интерес – провести одномоментную девальвацию, не запятнав своей репутации.
Мурат Темирханов, финансист
Примечание: Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.