06.04.2016
Источник:
Ащкиуы Kazakhstan
Несмотря на экономически непростые времена, в столице Казахстана остаются инвестиционно привлекательные объекты, которые могут приносить постоянный доход.
Из экономики Казахстана пока не выветривается шторм мирового экономического кризиса. Зарплаты казахстанцев еще не растут, многие производители испытывают проблемы со сбытом продукции, госорганы урезают бюджеты из-за сокращения налоговых поступлений. Впрочем, ситуация не настолько трагична, как предрекали в прошлом году многие эксперты. Бизнес, хоть и ужимается, но функционирует. Люди продолжают ходить в рестораны и магазины, покупать машины и недвижимость. Словом, жизнь продолжается. Да и опыт предыдущих кризисов показывает: рано или поздно непростые времена пройдут, и вновь наступят тучные годы.
На протяжении всех лет независимости Казахстана вложения в недвижимость во всевозможных ее формах остаются одной из наиболее притягательных форм инвестирования, сохранения и приумножения капитала. Страна быстро растет, бизнес набирает обороты. Старые, построенные еще в советский период здания и сооружения ветшают, а новые возводятся не такими быстрыми темпами, какими растет экономика. Уникальные проекты на рынке – вообще штучный товар, пользующийся повышенным спросом. Конечно, в кризисные времена спрос на этом рынке несколько спадает, но больше оттого, что потенциальные покупатели или арендаторы занимают выжидательную позицию. Но длится период затишья, как правило, недолго, и вскоре на рынке вновь начинается рост.
Особенно сказанное выше хорошо относится к Астане. Столичный строительный бум не прекращается, а с момента подготовки к EXPO-2017 только набирает обороты. Кроме того, в городе на подъеме образовательный кластер: здесь как грибы после дождя появляются новые школы, обучающие центры, студии. Особенность Астаны в том, что здесь нет значимых исторических или природных «якорей». Столица, по сути - исключительно «конгрессный» город, мегаполис чиновников и бизнеса. И Астана просто «обречена» быть центром притяжения деловых людей со всей страны и из-за рубежа.
Это давно смекнули отельеры, заполонив гостиницами весь город. По словам экспертов, высокая конкуренция в этой сфере привела к тому, что общий уровень заполняемости гостиничного номерного фонда по Астане составляет около 31-33% (правда, общереспубликанский уровень еще ниже - 22-24%). Когда заполняемость некоторых столичных гостиниц достигает 40% и выше, астанинские отельеры считают это успехом.
Помимо сдачи номеров гостиницы зарабатывают на побочных услугах: интернете, телевидении, продаже еды и напитков, и, конечно, на услугах для бизнесменов. В первую очередь, на аренде конференц-залов и переговорных комнат. В структуре дополнительных доходов отеля поступления от сдачи конференц-залов традиционно самые высокие. Если отель заполняется на 40%, то конференц-залы - стабильно не меньше, чем на 90%. Брони на некоторые из них расписаны на несколько месяцев вперед. Доходит до того, что некоторые гостиницы отказываются от части номеров, переоборудуя их в дополнительные конференц-залы и переговорные комнаты. И подобная ситуация характерна для большинства столичных гостиниц - конференц-залы всегда забиты до отказа.
Стоимость аренды зала на рынке начинается от 60 тыс. тенге в день (на 10 человек), и может достигать 120 тыс. (на 50 персон) и даже 1 млн тенге (на 500 человек).
Предстоящая EXPO-2017 в Астане только подогреет этот рынок. Выставка будет длиться три месяца, свое участие в ней уже подтвердили 77 стран, и в городе в это время будут востребованы любые бизнес-площадки. А после EXPO спрос на места для делового общения, проведения симпозиумов, семинаров, конференций и прочих ивентов будет только расти.
Еще одна немаловажная деталь - неприхотливость бизнеса по сдаче в аренду конференц-залов. Здесь не нужен многочисленный персонал - арендаторы фактически сами готовятся к ивенту. Стандартный набор мебели покрывает любые потребности. Внутренняя отделка и интерьер для деловых людей должны быть строгими и простыми. Вода, кофе, чай и мини-закуски (если нужны заказчику) не приносят много хлопот. А уборка зала в промежутках между ивентами не отнимает много сил и средств.
Словом, сегодня бизнес по сдаче в аренду конференц-залов по праву может считаться одним из лучших антикризисных решений. Вот его основные преимущества:
- на конференц-залы стабильно высокий спрос, даже в экономически непростые времена;
- этот бизнес не подвержен общим кризисным явлениям в экономике, особенно в столице;
- он требует малых затрат на содержание;
- здесь нет высоких рисков выхода имущества из строя или порчи (все-таки, его используют серьезные люди);
- владельцу зала не нужно постоянно находиться в своем помещении.
Отличную возможность вложиться в прибыльный бизнес конференц-залов предоставляет недавно открывшаяся галерея Festival Avenue. Это современный комплекс общей площадью более 17 тыс. кв.м. Его расположение очень выгодное - в престижном районе, на левобережье столицы. Рядом находится много знаковых для Астаны мест, где очень активная бизнес-среда: «Хан Шатыр», Выставка, головной офис нацкомпании «КазМунайГаз», клуб Fitness Palace, отель Marriott, театр оперы и балета «Астана Опера», престижные бизнес-центры и популярные рестораны.
Руководство комплекса делает уникальное предложение для партнеров – дает возможность приобрести площадь под конференц-зал в собственность.
Будущие владельцы помещений получают целый ряд преимуществ и услуг. Во-первых, их недвижимость имеет удачное местоположение. Во-вторых, на продажу предлагаются залы разной площади, и цены на них пока достаточно привлекательны. В-третьих, здесь имеется своя система освещения, зона для кофе-брейка и обеда; помещения оборудованы техническими системами (аудио-, видео-, телефонными усилителями звука, разными видами микрофонов, и т.д.); есть возможность аудио- и видеодокументирования официальных встреч и переговоров. В-четвертых, в залах имеется синхронный перевод и система интерактивного голосования. В-пятых, покупателям доступны дополнительные сервисы консьержей, охраны, сопровождения, guest relation, офис-менеджеров, персональных секретарей-референтов, официантов, барменов и др.
Помимо бизнес-сектора в другой части Festival Avenue располагаются бутики, рестораны, кафе и прочие объекты, интересные потенциальным инвесторам. И в этой части руководство галереи также может предложит партнерам приобрести площади в собственность. Иными словами, инвестор может выкупить определенное помещение и самостоятельно сдавать его в аренду, получая доход в качестве рантье. Администрация Festival Avenue предлагает покупателям помещения по весьма привлекательной на рынке цене. А ежемесячный доход от аренды здесь может достигать $20-25 с каждого квадратного метра. Ну и, конечно, это предложение может быть интересно арендаторам. Ведь одно дело брать внаем «чужие» площади и платить за них значительную часть выручки, и совсем другое дело оперировать собственным помещением. Расходы по покупке могут здесь могут окупиться уже за 3-3,5 года, а можно будет работать на себя.
Тем более это интересное предложение, потому что Festival Avenue — торговый и бизнес-центр уникального для Казахстана формата. Галерея спроектирована так, что каждый бутик имеет отдельный выход на улицу и витражный фасад. Это очень удачный концепт, который идеально соответствует требованиям владельцев бутиков, небольших ресторанов, кофеен и салонов. Они имеют отличную видимость с городских магистралей и удобные подъездные пути. Таких предложений на рынке, пожалуй, больше нет.
Иван Жуков