Страховщики раскинули сети. Развитие интернета ведет к росту рынка IT-страхования

13.07.2015

Источник: Курсив.kz

Рынок IT-страхования в Казахстане не развит, однако интерес к этому сегментурастет за счет распространения мобильных и интернет-услуг, считают страховщики. В целомказахстанский рынок страхования готовперевестисвои услуги в интернет, однако пока этого не позволяют сделать не только законы, но и население.

С развитием информационных технологий появились риски и угрозы, связанные с киберпространством, которые несут за собой большие материальные потери. «Ежегодно в мире регистрируется около тысячи киберинцидентов, и надо полагать, что их число будет расти и дальше по мере все большего проникновения IT-технологий в нашу жизнь», – рассказал исполнительный директор страховой компании «Евразия» Шакир Иминов.

Генератор идей

В СК«Евразия» предполагают, что знаковым событием в ближайшие годы для страхового рынка в целом и для розничного сегмента в частностиможет стать рассмотрение изменений в законодательстве в части регулированияэлектронного страхования. Многие страховщики уже готовы поставить взаимоотношения с клиентами на дистанционную основу: выписывать полисы страхования через интернет, принимать оплату безналичными перечислениями. «Мы не ожидаем существенного роста рынка электронного страхования в ближайшие два-три года, но этот вопрос заслуживает внимания, уже скоро человек сможет оформить полисне выходя из дома, через интернет», – пояснил г-н Иминов.

Он предположил, что будет происходить перераспределение рынка в сторону страхования в интернете и существенная доля продаж придется на онлайн-сервисы. Посылом к этому станетуходтрадиционных видов бизнеса, в результате чего страховщики Казахстана вынуждены будут искать источники заработка на других направлениях. Может начаться продвижение страхования банковских учреждений, будут активно развиваться новые продукты для защиты покупателей торговых сетей.

В перспективе платежная функция нынешних банков отойдет к IT-индустрии. «Будущее за ApplePay, PayPal, WebMoney, просто потому что это у них это получается лучше.И страхование рано или поздно тоже станет электронным»,– считает он.

Специалист полагает, что катализатором роста электронного страхования может стать использование электронной цифровой подписи (ЭЦП)и включениеоформления страхового полиса в перечень услуг проекта электронного правительства – egov.kz. Например, именно использование ЭЦП стимулировало резкий рост рынка онлайн-страхования в США. Благодаря распространению этой технологиипокупка полиса станет возможной без обращения к работнику страховой компании. Также важным вопросомостается оплата страхового полиса, которая реализуема уже сейчас.

«По сути это стандартный электронный платеж, доступный как страхователям, так и страховщикам. Проблема в возможности выписки и использования страхового полиса в электронном виде, которая вполне решаема использованием электронной цифровой подписи», – сказал г-н Иминов.Однакоодним из препятствий для развития электронной коммерции в Казахстанеявляется недоверие граждан к интернету и к электронным платежам.

«Страховые компании понимают всю сложность задачи по онлайновому завоеванию клиентов, поэтому не очень спешат тратить на это деньги. Общее мнение таково, что казахстанский интернет-пользователь на сегодня пока просто не созрел для этого вида услуг», – заметил он.

Отсутствие регулирования онлайн-страхования нормативными документамиограничивает развитие этого канала продаж. Гражданам необходимо убедиться в надежности страховой компании лично, и полис в бумажном виде пока внушает больше доверия, чемэлектронный формат.

Перспективное поле

Председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин рассказал, что рынок IT– страхования слабо развит и на Западе.«В Европе IT-страхование, или, как его еще называют, киберстрахование, находится пока на стадии созревания идеи. Хотя не исключено, что с увеличением мошеннических действий по краже персональных данных в сети и онлайн-атаками, а также электронным хранением большого потока данных такое страхование станет востребованными у нас появятся первые страховые IT-продукты по информационной безопасностикак для юридических, так и физических лиц», – предположил он.


Г-н Иминов считает, что, учитывая планы государства по интернетизации населения, в том числе и по развитию мобильного интернета, возможности этого рынка довольно велики. Риски, связанные с продажей страховых продуктов через интернет, мало отличаются от других видов электронной коммерции. Верификацию подлинности электронного страхового полиса работники дорожной полиции могутосуществлять через единую базу данных того же электронного правительства или базу данных ЕСБД. По отдельным страховым продуктам, например по обязательным видам страхования, все процедуры достаточно стандартизированы и узаконены, но в отношении добровольных видов страхования необходимо более детально разбираться в объекте страхования. Подбор условий и само по себе согласие на принятие риска носит индивидуальный характер применительно к каждому объекту. В противном случае открывается поле для мошенничества.

Эксперты считают, что необходимо принять принципиальное решение о возможности оформления и использования страховых полисов, выданныхв электронном виде государственными органами – Национальным банком и отраслевыми министерствами, напримерМинистерством внутренних дел,– в части обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев. Определиться спорядком оформления электронных страховых полисов и, самое главное, подтверждением личности страхователя. Принять соответствующие изменения в законодательстве – таковые потребуются на уровнекак законов, так и подзаконных актов. Причем именно последняя стадия будет наиболее затратной по времени.

Выгодное решение для страховщиков

За счет выхода на интернет-платформыможно будет экономить на страховых агентах – сегодня их вознаграждениесоставляет от 10 до 15% премий по обязательным видам страхования. В добровольных видах – skyisthelimit – экономить компании будут и на кадрах, и на операционных расходах, поскольку оформление полиса и его администрирование внутри страховой компании будет осуществляться автоматически, отпадет нужда впечати бланков строгой отчетности с несколькими степенями защиты. Г-н Иминов полагает, что сэкономленные таким образом средствастраховщики смогут направить на оплату труда высокооплачиваемых SMM-специалистов. «Если говорить серьезно, эта идея вряд ли кардинально изменит страховой рынок Казахстана, но, безусловно, сможет добавить ему привлекательности и удобства для потребителей. Можно добавить, чтопри внедрении онлайн-страхованиярост числа конкурирующих на этом рынке компаний станет хорошим стимулом для повышения качества предлагаемых услуг», – добавил эксперт.

Он прогнозирует, что повышение требований капитализации страховщиков непременно приведет к консолидации иукрупнению страховых компаний Казахстана, соответственноу них появятся ресурсы, необходимые для внедрения реально действующих систем риск-менеджмента, корпоративного управления и IT-инфраструктуры. Не исключено, что всего за несколько лет отрасль страхования в Казахстане существенно изменится в лучшую сторону. Кроме того, реализовать подо бные проекты возможно в странах с либеральной экономикой и развитой предпринимательской инициативой, считает страховщик, поэтому Казахстан – подходящая площадка для успешного внедрения таких решений.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю