26.01.2016
Источник:
Forbes Kazakhstan
В стремительном падении цены на углеводороды – в два раза за последний год и в три раза за последние два года – можно проследить след геополитических игр. Такого, прямо скажем, не самого распространенного мнения придерживается директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков. В интервью Forbes.kz он объясняет свою точку зрения.
Экономика или политика?
F: Каирбек, несколько дней назад нефть подорожала на 10% и преодолела барьер в $30 за баррель. Однако сейчас она снова снижается. Готов ли Казахстан к стремительному падению цен на углеводороды?
- Мы видим запоздалую реакцию Министерства энергетики, Министерства национальной экономики и правительства в целом на эти изменения на мировом энергетическом рынке. К примеру, на заседании правительства 27 августа 2014 был одобрен Прогноз социально-экономического развития страны на 2015-2019, где предусмотрены разные сценарии с учетом цен на нефть. В оценках кабмина пессимистический сценарий предусматривал цену на нефть на уровне $80 за баррель. Однако в декабре 2014 баррель нефти стоил уже $72.
В бюджете на этот год заложена цена уже в $40 за баррель и курс доллара 300 тенге. Но мы видим, что уже в январе 2016 года цена на нефть опустилась ниже $40, а курс национальной валюты – около 390 тенге.
Создается ощущение, что в ряде государственных органов отсутствует адекватное представление о раскладе политических сил вокруг нефтяного рынка.
F: При чем тут политика?
- Да, многие наши коллеги – эксперты в области экономики и энергетики - причину падения цен на нефть преимущественно видят в дисбалансе между производством и спросом, в развитии альтернативных источников энергии и т.д. На мой же взгляд, единственной и в то же время главной причиной радикального падения цен на нефть является геополитический фактор.
Как СССР увеличил добычу нефти
F: Существует множество версий относительно ценообразования на "черное золото". Одни говорят, что на нее влияют саудовцы, другие утверждают, что всему виной ОПЕК. Вы считаете, что это связано с геополитическим фактором?
- Удельный вес ОПЕК в мировом производстве нефти не превышает 36%. Потому считаю: эта организация не может определять политику ценообразования на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Что касается геополитического фактора, то Институт экономической политики выявил зависимость внешней политики России от уровня мировых цен на нефть. Так в 1979-1980 цена за баррель достигла $60 (по данным International Financial Statistics, в ценах 2000 года). Как раз в это время СССР пошел на авантюру - ввел войска в Афганистан. Когда цена на нефть находилась в коридоре $100 за баррель - в 2008-2014 - случились еще два конфликта с участием Москвы: сначала в Южной Осетии и Абхазии, а затем - на Украине.
Другими словами, можно предположить, что во время эскалации военно-политической ситуации на Украине США совместно с другими заинтересованными государствами перезапустили старую директиву в сфере национальной безопасности - National Security Decision Directive 75 «U.S. Relations with the USSR». Она была издана 17 января 1983. Этот документ предусматривает новые реалии, возможности, риски и вызовы как в региональной, так и в международной безопасности.
F: Для чего была разработана эта директива?
- Расскажу небольшую предысторию. Так, на мой взгляд, кризис в СССР начался не в 70-е или 80-е годы, а еще в середине 50-х. В частности, после смерти Сталина было отменено «крепостное право» в колхозах, после чего их жители начали массово переезжать в города. В результате в 1956-1976 численность городского населения СССР увеличилась на 64 млн человек. То есть, ровно на столько увеличилось число тех, кого надо было кормить, и соответственно, на столько же уменьшилось число тех, кто производил продукты сельского хозяйства.
В результате мощной внутренней миграции по маршруту село-город в начале 1980-х доля СССР в мировом импорте зерна достигла 15% - это 45 млн тонн зерна в год, или $15 млрд. При этом около 40% зерна пришлось покупать за твердую валюту, без бартера.
Чтобы закупить зерно и другие необходимые товары, нужны были валютные ресурсы. Для этого СССР стал увеличивать нефтедобычу. В результате за счет месторождений Западной Сибири добыча "черного золота" увеличилась в 10 раз, и СССР вышел на уровень добычи, превышающий показатели Саудовской Аравии. Вся валютная выручка СССР достигала $32 млрд, из них 66% - за счет экспорта нефти и газа.
Вышеуказанная директива США была разработана в 1983, чтобы радикально сократить валютные доходы СССР.
Кто разлил нефть на Великой шахматной доске
F: Можно подробнее об этой директиве?
- Согласно имеющейся информации, один из советников Белого дома по вопросам национальной безопасности создал Межведомственную группу по международной экономической политике SIG IEP (Senior Interdepartmental Group International Economic Policy). С помощью этой директивы Вашингтон перекрыл СССР кран валютных доходов, в которых 80% приходилось на четыре источника - нефть, газ, оружие и золото.
Во-первых, чтобы заменить сибирский газ СССР на норвежский, началось ускоренное строительство газопровода на месторождении Тролл (Норвегия).
Во-вторых, чтобы сократить валютные доходы Союза за счет нефти, совместно с Эр-Риядом был проработан вопрос об увеличении добычи нефти с целью снижения цен на углеводородные ресурсы.
Таким образом, история развала СССР началась в 1985. Именно в этом году министр нефти Саудовской Аравии Ямани отметил, что Эр-Рияд прекращает политику сдерживания добычи нефти и начинает восстанавливать свою долю на рынке. После чего на протяжении следующих 6 месяцев добыча нефти Саудовской Аравией увеличилась в 3,5 раза. И цены в мире рухнули в 6,1 раза.
По нашим оценкам, при снижении цен на нефть на $1 СССР терял до $750-800 млн.
Взамен США представляли безопасность королевству, и саудиты стали получать беспрецедентный поток прямых инвестиций из США и других дружественных им стран.
F: Зачем Саудовская Аравия пошла в объятия американцев?
- СССР был антиподом Саудовской Аравии в вопросах идеологии. К примеру, при Союзе господствовали атеизм, коммунизм, социализм, ленинизм. В то время как у саудитов везде доминирует ислам.
Также имеется информация, что у СССР был закрытый план военной экспансии на Ближнем Востоке – Советы планировали захват нефти Персидского залива. То есть, Москва сама толкнула Саудовскую Аравию в объятия американцев.
Со старого сценария стряхнули пыль?
F: Американская директива предусматривала только названные вами меры?
- Документ включал меры по наращиванию военной мощи, по ограничению возможностей Советского Союза во всем мире, по наложению ограничений на экономическую и финансовую систему СССР.
Кроме того, по инициативе США в документах Международного энергетического агентства было закреплено намерение Европы избегать зависимости от поставок одного поставщика - СССР. В результате Вашингтон добился того, чтобы Европа установила 30-процентный лимит на потребление советского газа.
Также были введены меры по сокращению субсидирования и предоставления займов СССР.
F: И к чему это привело?
- Как я уже отметил, в краткосрочной и среднесрочной перспективах цена на нефть в мире упала в 6,1 раза, а в долгосрочной – в 4 раза. После чего судьба СССР была предрешена.
Снижение цен привело к тому, что ежегодный дефицит платежного баланса СССР составлял $20 млрд.
В такой ситуации у СССР возникли три серьезные проблемы. Во-первых, нечем было платить провинциям империи, республикам СССР и странам Восточной Европы, за исключением Казахстана и Белоруссии. Во-вторых, не было возможности финансировать силовые структуры и армию. В-третьих, все это привело к дестабилизации финансовой системы и долговой зависимости от зарубежных стран.
Фактически реализация директивы США привела к развалу СССР.
С учетом сказанного не исключаю, что администрация Барака Обамы не придумала ничего лучше, чем использовать уже доказавший свою эффективность "старый добрый" сценарий и в этот раз.
На мой взгляд, если грамотно управлять и умно распоряжаться агрегатными и балансирующими статьями платежного баланса, то можно развалить либо дестабилизировать любую страну, имеющую недиверсифицированную внешнюю торговлю.
F: Если ваша теория верна, то от геополитических игр страдает не только Россия – маховик зацепил и другие, ни в чем не виноватые нефтедобывающие страны, в том числе Казахстан. Давайте вернемся к нашей стране. Есть ли у нас серьезные проблемы с платежным балансом на фоне снижения валютной выручки?
- Когда речь идет о платежном балансе, его конечные результаты отражаются на состоянии золотовалютного резерва страны. Условно говоря, если платежный баланс получился с профицитом, избыток идет на пополнение резервов. Если получается дефицит, то страна покрывает его за счет резервов, которые от таких действий уменьшаются.
За тучные годы Казахстан накопил достаточных средств в Нацфонде. Между тем, начиная с 2015, этот запас начал уменьшатся. По информации Нацбанка, по итогам 2015 золотовалютные резервы Казахстана сократились почти на $11 млрд. В том числе Нацфонд уменьшился на 13,29%, или на $9,73 млрд до $63,5 млрд. А золотовалютные резервы Нацбанка снизились на 3,89%, или на $1,136 млрд до $28,073 млрд.
Что касается балансирующих статей платежного баланса, то по результатам 9 месяцев 2015 счет текущих операций сложился с дефицитом в $3,8 млрд, или 2,7% к ВВП. Хотя за аналогичный период 2014 у нас был его профицит - $6,1 млрд.
При этом экспорт Казахстана в январе-ноябре 2015 составил $42,7 млрд – это на 42,4% меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. А импорт составил $27,8 млрд, или на 25,7% меньше.
Дефицит сохраняется по линии балансов услуг, доходов и портфельных инвестиций.
Иван Жуков