Клиенты АО «Фридом Банк Казахстан» начали получать официальные уведомления о принудительном списании денежных средств с их счетов якобы из-за технического сбоя в работе сервиса обменных операций на платформе Forex.
Об этом сообщил журналист Михаил Козачков в своём Telegram-канале, опубликовав копии «писем счастья» от имени директора кызылординского филиала банка.
В документах сказано, что операции по обмену валют, проведённые через мобильное приложение банка в период с сентября 2024 года по апрель 2025 года, не были зарегистрированы на Казахстанской фондовой бирже (KASE) и, следовательно, признаются недействительными.
В ряде писем указаны конкретные суммы, которые подлежат изъятию:
В одном из случаев клиенту вменяется возврат 218 млн тенге, из которых 174 млн — «остаток суммы», которую клиент должен вернуть в течение 15 дней.
Более того, банк заявляет, что в случае отказа от добровольного возврата средств он обратится в правоохранительные органы по статье 190 УК РК (мошенничество) и подаст гражданский иск.
KASE уже прокомментировала ситуацию:
«KASE не участвует в исполнении сделок, совершаемых вне биржевых торгов. Мы не располагаем информацией по операциям, проведённым через внутренние системы финансовых организаций», — ответили в бирже на запрос агентства КазТАГ.
От представителей Freedom Holding Corp. и Тимура Турлова, контролирующего «Фридом Банк Казахстан», официальные комментарии пока не поступили.
На фоне инцидента у клиентов возникают серьёзные опасения относительно:
- Законности одностороннего списания средств
-
Прозрачности работы платформы Forex в рамках банковского приложения
-
Возможных последствий для розничных пользователей, ранее не осведомлённых о «сбое»
Михаил Козачков подытожил: «Полгода никто не обращал внимания на сбой. А теперь людям выставляют многомиллионные счета. Делайте выводы».