Магжан Ауэзов: Как Казком собирается «переваривать» БТА Банк

29.01.2016

Источник: Forbes Kazakhstan

Крупнейший банк Казахстана – Казкоммерцбанк, завершивший слияние с БТА Банком, готовит дальнейшую стратегию развития, которая будет принята в первом полугодии 2016. Об этом в интервью Forbes Kazakhstan рассказал глава этого финансового института.

Казком трансформирует свою филиальную сеть, готовит новые сервисные продукты для МСБ и индивидуальных предпринимателей. В стремлении уйти от кредитного риска акцент делается на новых транзакционных продуктах в партнерстве с международными системами PayPal, Apple Рay. О том, как проходил процесс интеграции двух банков и о дальнейших планах обновленного Казкома рассказывает председатель правления Магжан Ауэзов.

F: Магжан Муратович, команда ККБ недавно вернулась со Всемирного экономического форума в Давосе. Какое настроение привезли в Казахстан? Остались ли в мире «тихие гавани»?

– Острая волатильность присутствует на многих мировых рынках. Никуда не делись проблемы в Европе, изменение структуры экономики Китая затрагивает весь мир. Если США будут продолжать повышать процентные ставки, это тоже затронет всех, сильно будет влиять на движение капитала. Говорить о том, что где-то сейчас есть тихое место, наверное, очень сложно.

На деловом завтраке, который был организован от имени Казкоммерцбанка, эти темы как раз обсуждались с гостями, среди которых были руководители крупнейших мировых компаний, включая Royal Dutch Shell, Master Card, инвестиционные фонды BlackRock, Nomura.

Что касается настроения, я бы назвал его сдержанным реализмом: произошло окончательное принятие новой реальности, или, как сейчас говорят, «новой нормальности», впереди много работы.

F: Известие о снижении банку рейтинга агентством Fitch застало вас в Швейцарии. Расстроились?

– Было дело. Но надо принимать объективную реальность – в 3 раза упала цена на нефть, в 2 раза девальвировал тенге, очень осторожные прогнозы по росту экономики. И финансовый сектор в этой ситуации наиболее уязвим. Многие банки стоят в очередь либо на negative watch, либо на downgrade. А к нам, как крупнейшему банку, повышенный интерес. Решение Fitch вытекает из структуры сделки по интеграции с БТА, где огромный объем обязательств. И аналитики Fitch задают вполне ожидаемые резонные вопросы по перспективам, взысканию и способности Казкоммерцбанка переварить этот долг.

И здесь я бы сначала предложил посмотреть, каким мы приняли БТА. Доходы от его основной деятельности не покрывали обслуживание обязательств. Доля государственного финансирования составляла 60%. Из-за необходимости доначислить провизии образовался отрицательный капитал. Большая часть обширной филиальной сети была убыточна, банк нес большие расходы на оплату услуг консультантов по судебным искам, физически и морально устарели ключевые IT-системы и оборудование.

То есть я бы сравнил состояние Казкома с легким токсикозом по причине самого крупного в истории банковской индустрии Казахстана слияния и поглощения с проблемным БТА.

F: И какое вы видите решение?

– Мы для себя разделяем работу на три больших блока. Первая задача, которую уже выполнили, – провели объединение с БТА в короткий срок и безболезненно для клиентов. При тесном взаимодействии с Национальным банком завершили сделку по обмену активами и обязательствами между ККБ и БТА, который сдал банковскую лицензию и был деконсолидирован из группы Казкома.

Вторая – реализовать синергию объединения с БТА путем создания максимально эффективной банковской структуры. Этим мы сейчас активно занимаемся, разрабатывая новую бизнес-стратегию.

Третья – усиление нашей капитализации. В октябре 2015 мы выпустили субординированные облигации на 100 млрд тенге. Работаем над увеличением отдачи на капитал, повышением эффективности и отдачи от существующих активов, прорабатываем ряд мер, направленных на оптимизацию капитала в целом.

Коэффициент адекватности капитала сегодня составляет 14% при нормативе 10%. Дополнительно, если такая необходимость будет определена регулятором, акционеры уже выразили готовность усилить капитализацию банка.

Хочу сказать, что в 2009 у нас была гораздо более серьезная ситуация и существенно более высокий объем долга. С тех пор объем внешнего долга Казкоммерцбанка снизился более чем на $10 млрд и на сегодняшний день составляет менее $2 млрд. При этом график погашения достаточно комфортно разнесен по годам, с последним погашением в 2022. В 2015 банк погасил порядка $300 млн, в 2016 объем планируемых погашений составляет около $450 млн. На сегодня объем ликвидных активов равняется порядка $2 млрд. Из каждого кризиса мы выходили сильнее, мощнее, эффективнее. Нам каждый раз удавалось сохранить свое лидерство, оно уже зашито в корпоративном ДНК.

Полное интервью можно прочитать в февральском выпуске журнала Forbes Kazakhstan.

Александр Воротилов
Возврат к списку новостей
Рекламодателю