Машина в лизинг и стеснительные казахстанцы. Разбираем выгоды и риски новой автопрограммы

03.11.2025

Источник: Tengrinews

Казахстанцы часто шутят: автомобиль для нас больше, чем средство передвижения. Это показатель статуса, независимости, символ успеха. Но в этом есть и доля правды, поэтому идея брать машину "не в собственность, а во временное пользование" многим кажется противоречивой. Тем не менее в Казахстане готовится к запуску новая программа — лизинг автомобилей для физических лиц.

Что это за механизм, в чём его преимущества и риски; примут ли казахстанцы психологически, что у них может быть машина, но не совсем своя; почему это может вызвать стеснение, смущение и недоверие — разбиралась корреспондент Tengrinews.kz.

Что такое лизинг?

Лизинг авто — это форма долгосрочной аренды, при которой человек получает машину в пользование на определённый срок (обычно от двух до пяти лет) с ежемесячной оплатой. При этом автомобиль остаётся в собственности лизинговой компании, а не арендатора.

После окончания срока клиент может:

  • вернуть автомобиль компании;
  • выкупить его по остаточной стоимости;
  • оформить новый договор и взять другую машину.

По сути, лизинг — это промежуточный вариант между покупкой и арендой. Клиент платит не за всю стоимость автомобиля, а только за период его использования и потерю стоимости.

Справка: Лизинг — это форма долгосрочной аренды, при которой человек или компания пользуется имуществом (например, автомобилем или оборудованием) с возможностью последующего выкупа. Фактически это покупка в рассрочку: лизинговая компания приобретает нужный товар и передаёт его клиенту за ежемесячные платежи, а после окончания срока договора клиент может выкупить имущество по остаточной стоимости. Обычно такие программы предназначены для бизнеса — предприятий, ИП и самозанятых. Однако теперь в Казахстане подобный механизм планируется запустить и для обычных граждан, чтобы они тоже могли приобретать автомобили на более доступных условиях.

Что известно о запуске автолизинга в Казахстане?

С запросом по этой теме Tengrinews.kz обратился в Министерство промышленности и строительства.

Там сообщили, что в стране ведётся работа по внедрению лизинга автомобилей для физических лиц.

По данным пресс-службы ведомства, сейчас уполномоченные госорганы вносят соответствующие поправки в законодательство, которые определят механизм программы и её основные условия.

На начальном этапе планируется реализация новых автомобилей, а дальше — и б/у.

Порог стоимости таких машин будут устанавливать лизинговые компании на своё усмотрение.

"Лизинг для физических лиц — это не просто программа, а новый для рынка инструмент получения имущества в пользование. Он начнёт действовать сразу после его полного законодательного утверждения", — отмечают в министерстве.

Как работает лизинг и выгоден ли он?

Автоэксперт Алексей Алексеев, которого мы попросили объяснить суть лизинга, рассказывает: она заключается в том, что человек платит не за весь автомобиль, а только за амортизацию — утрату стоимости за время владения. Таким образом, ежемесячные платежи ниже, чем при приобретении машины в кредит, например.

По словам эксперта, именно этот механизм делает лизинг выгодным для тех, кто не хочет переплачивать за быстро теряющий в цене транспорт:

"Когда мы покупаем новую машину: выехали из автосалона - и 10 процентов потеряли в первые же сутки. За первый год машина может потерять до половины стоимости — в зависимости от марки и престижности. А лизинг как раз таки помогает человеку — он платит только утраченную стоимость".

На вопрос о том, будут ли арендаторы пользоваться такой машиной аккуратно, Алексеев отвечает:

"Арендатор заинтересован вернуть автомобиль в хорошем состоянии, ведь от этого зависит, как его оценят. Многие, возможно, захотят потом машину выкупить. Это ещё и способ часто менять автомобиль: взял в лизинг на 2–3 года, потом берёшь новую. Если у арендатора хорошая история, он может бесконечно менять машины и оставаться в выигрыше".

Кроме того, подчёркивает эксперт, поскольку автомобиль в лизинге формально принадлежит компании, именно она будет выплачивать транспортный налог и другие обязательные платежи.

При этом Алексеев добавляет, что такой механизм выгоден не только клиенту, а всем сторонам: для лизинговых компаний этот инструмент тоже практически беспроигрышный.

"Компания, предоставившая машину, ничего не теряет: потом она может её продать или предложить выкупить по остаточной стоимости", — поясняет эксперт.

Есть ли у лизинга риски?

При этом эксперт предупреждает, что у механизма лизинга есть и риски — в частности, связанные с оценкой остаточной стоимости автомобиля или прекращением деятельности лизинговой компании.

"Риск всегда в том, что человек взял машину, а компания закрылась или обанкротилась. Имущество принадлежит ей, машину могут забрать. Поэтому нужна страховка и чёткий договор. Если компания ушла с рынка, человек, скорее всего, ничего не получит, ведь автомобиль не его. Это будет смущать — ведь у нас люди привыкли считать машину своей", — комментирует Алексеев.

Кроме того, в лизинговых договорах могут быть прописаны ограничения — например, по пробегу, чтобы автомобили не использовались как такси, предполагает спикер:

"Если брать машину на 2–3 года, кататься, потом возвращать — это выгодно. Если кататься дольше, то нужно считать: возможно, это будет дороже, чем покупка. Но я не думаю, что сразу будет рост цен. Нам нужно будет пройти путь знакомства с этим видом покупки".

Также при разработке и внедрении программы стоит держать в голове вероятность появления мошеннических схем или споров, рекомендует Алексей Алексеев:

"Могут появиться криминальные истории. Кто-то выплатит всю сумму, но компания оценит автомобиль по заниженной стоимости или просто откажется от передачи собственности. Возникнут суды, конфликты, потребуется независимая оценка остаточной стоимости".

Все эти риски можно нивелировать, по мнению спикера, если:

  • выстроить прозрачные условия программы, чтобы клиент понимал, за что именно платит и какую сумму сможет вернуть при окончательном расчёте;
  • прописать в договорах понятный и справедливый механизм оценки автомобиля после завершения срока лизинга;
  • выстроить систему оценки, чтобы независимые специалисты определяли цену машины по реальной рыночной стоимости, а не заниженной.

Как лизинг устроен за рубежом?

Эксперт Алексеев отмечает, что в развитых странах лизинг давно стал нормой:

"В Европе и Азии лизинг любят, механизмы отработаны, риски заложены. Если у нас внедрят грамотно, будет работать так же".

Условия в Казахстане пока не озвучены, но если ориентироваться на зарубежный опыт, они могут быть даже выгоднее, чем при покупке в кредит, уверен спикер, и в подтверждение приводит другой пример из зарубежного опыта:

"В Штатах первоначальный взнос либо отсутствует, либо он меньше, чем при покупке в кредит. То есть условия лучше, чем в привычных схемах".

По его мнению, Казахстану нужно перенять лучшие мировые практики лизинга авто:

"Мы давно говорили о необходимости внедрения лизинга и ждали, когда правительство реализует эту идею. Для Казахстана это интересная альтернатива: появление лизинга даст людям ещё один способ приобрести машину".

Будут ли казахстанцы стесняться брать авто в лизинг?

Помимо правовых и организационных тонкостей, на развитие программы может повлиять и психология казахстанцев, уверен эксперт Алексей Алексеев. По его мнению, людям может быть сложно принять тот факт, что автомобиль фактически не является их собственностью, а это значит, что возможно первоначальное недоверие к лизингу.

"Наш человек привык считать машину своей. А тут, получается, вроде бы платишь, даже формируется история платежей, а машина не твоя — она всё ещё принадлежит компании", — расшифровывает свою мысль спикер.

Как программу могут воспринять наши граждане, мы также обсудили с психологом Ольгой Третьяковой. По её мнению, отношение к этой инициативе будет неоднозначным и зависит от взглядов и социального положения людей. Так, она предполагает, что нововведение могут положительно воспринять женщины:

"Для многих женщин машина — это удобство. Возможность возить детей, ездить за покупками, путешествовать за город. А ещё — автономность от мужа и шанс иметь в семье две машины. Если ежемесячный платёж окажется посильным, лизинг может стать привлекательным вариантом".

А вот некоторым мужчинам, по мнению Третьяковой, может быть сложно принять саму идею лизинга:

"Для мужчин автомобиль — не просто транспорт, а символ статуса, контроля, силы. Даже подержанное, но "своё" авто воспринимается как показатель стабильности и достижений. Поэтому многим будет сложно принять, что авто им не принадлежит".

Отсутствие чувства собственности, продолжает психолог, способно вызывать внутренний дискомфорт и ощущение потери контроля.

Она также предполагает, что часть тех, кто возьмёт машину в лизинг, может скрывать этот факт от окружающих. Если внешне это невозможно определить, люди могут представлять её как собственную.

"Мы можем увидеть бум дорогих статусных машин, взятых в лизинг, просто чтобы произвести впечатление и показать успешность", — предполагает Третьякова.

По словам эксперта, останутся и те, кто не воспользуется этой программой по другим причинам:

"Есть категория людей, которых пугает всё новое. Они будут по старинке копить или брать кредиты. Для них лизинг останется чем-то чуждым".

Напомним, речь о предоставлении лизинга на легковые авто для граждан зашла в правительстве этой осенью. Премьер-министр Олжас Бектенов проводил совещание с членами кабмина и руководителями госорганов о реализации программы экономических реформ в интересах граждан, и именно там обсуждались механизмы финансирования покупки легковых автомобилей, но не только автокредитование, а и лизинг тоже.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю