«Мобильный банкинг станет так же необходим, как электричество»

15.07.2015

Источник: Курсив.kz

Количество пользователей мобильного банкинга в Казахстане, по оценкам финансовых организаций, увеличивается, постоянно развиваются функции и возможности мобильных систем. Если будет принят закон о мобильной коммерции, с ее внедрением казахстанцы смогут оплачивать небольшие покупки при помощи мобильного телефона. Какие возможности предлагает мобильный банкинг сегодня, а также, какие технологические фишки ожидают нас в ближайшее время, рассказали представители казахстанской банковской и IT-сферы.

Мобильный банкинг работает через мобильные приложения для дистанционного доступа к счетам и операциями с ними. Приложения для смартфонов появились в 2011 году. Предшественниками мобильного банкинга были SMS- и WAP-банкинг. В Казахстане из 38 БВУ услуги интернет-банкинга предоставляют 25 банков, мобильный банкинг доступен в 14 банках.

В 2014 году в рейтинге «Top-30 мобильных приложений», составленном компанией «Интервэйл» и Ассоциацией казахстанского интернет-бизнеса, было три банковских приложения: Казкоммерцбанк, Евразийский банк и Народный банк. «Рейтинг наглядно показал, что казахстанцам интересно управление своими деньгами посредством смартфона», – считает экс-директор АКИБ (Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса) Манарбек Абенов.

По его мнению, количество пользователей и объем платежей мобильного банкинга с каждым годом будет только увеличиваться.

«Сотовый телефон есть почти у каждого казахстанца, поэтому с введением мобильной коммерции, когда за товар/услугу можно будет расплатиться с помощью денег на балансе на сотовом, популярность безналичных платежей возрастет», – полагает он. Президент АКИБ Константин Горожанкин рассказал, что есть три типа продуктов для мобильного телефона от банков. Первый – стандартный интернет-банкинг через браузер мобильного телефона. Второй – SMS-уведомления при совершении операции по карте.

Третий – полноценный мобильный банкинг (мобильное приложение с возможностью переводов между картами разных банков, платежей, погашения кредитов).

По его словам, лидер рынка по этим сервисам – Народный банк, мобильным банкингом пользуются 800 тыс. клиентов. При абонентской плате в 290 тенге в месяц банк на этом удобном сервисе ежемесячно зарабатывает 232 млн тенге. На втором месте Казком с мобильным приложением Homebank.kz. В банках активно применяются новые ITинструменты и технологические решения, происходит расширение спектра мобильных услуг. По информации банков, в ближайшем будущем мобильные приложения на платформах iOS, Android либо будут запущены, либо обновятся.

Народный банк Казахстана

Например, клиенты Народного банка, пользующиеся смартфонами, автоматически перенаправляются на мобильную версию, где, в частности, доступна карта банкоматов с геолокацией. «В течение двух ближайших месяцев мы планируем запуск мобильного приложения для устройств на базе iOS и Android», – рассказал директор департамента дистанционного банковского обслуживания Народного банка Вадим Мун.

Г-н Мун сообщил, что количество платежей, проведенных через телефон, на момент запуска мобильной версии 18 марта 2015 года составляло 10,2%. По данным за апрель, этот показатель вырос до 11,3%. Он отметил, что в планах банка развить более широкое использование геолокации в мобильном приложении, а также сервиса push-уведомлений. Push-уведомления позволяют клиентам получать сообщения о движении средств по счету в режиме всплывающего окна (такая технология применена во многих мобильных приложениях).

АТФ

Мобильное приложение АТФБанка – интернет-банкинг ATF24 стартовало в начале 2015 года и прошло проверки по безопасности. Мобильная версия работает на платформах iOS и Android, в ближайшем будущем планируется запуск мобильной версии для устройств на платформе Windows. Чтобы развить направление интернет-банкинга, в апреле в АТФБанке был предложен новый сервис – персональное рабочее место клиента, оборудованное компьютером с доступом к интернет-банкингу ATF24 и корпоративному сайту АТФБанка. Дистанционные каналы банковского обслуживания, к которым относится и интернетбанкинг, стали очень популярными. С момента внедрения новой версии ATF24 в сентябре 2014 года количество активных пользователей возросло более чем в 4 раза.

Евразийский банк

Мобильный банкинг Smartbank в Евразийском банке, кроме iOS и Android, работает также на Windows Phone. За последние полгода внедрен функционал оплаты услуг поставщикам коммунальных услуг Алсеко и ИВ Ц на всех платформах. Также автоматизированы функции: определение банка-получателя по номеру счета, заполнение полей по ИИН , ввод полученного SMS-кода для авторизации документа на Android. Клиенты также могут авторизоваться в системе через passcode (6 цифр для входа в систему вместо ввода логина и пароля), и добавлена опция для удобного поиска банкоматов и отделений банка на экране смартфона. Количество пользователей мобильного приложения Smartbank за 4 месяца 2015 года удвоилось по сравнению с 2014 годом. По состоянию на 1 мая 2015 года свыше 14,2 тыс. пользователей скачали мобильное приложение Smartbank. По данным на 1 января цифра составляла 7,3 тыс. В ближайшее время в мобильном приложении Smartbank стартует функция BankStore, которая позволит клиентам Евразийского открывать онлайн-депозиты, блокировать/ разблокировать карты, а также подавать заявления на получение различных банковских услуг: заказать сейфовую ячейку подать запрос на кредит или открыть текущий счет.

БЦК

За последние полгода в системе StarBanking Банка ЦентрКредит количество клиентов, подключившихся к системе, выросло на 30 тыс. Была оптимизирована работа существующего функционала, запущена новая основная страница системы. С помощью мобильного телефона можно подать заявку на получение кредитной карты. Кроме того, расширился (до более чем 1600 компаний) список поставщиков, которым клиенты могут платить за услуги, обновлена версия мобильного приложения для Android, благодаря чему заработала поддержка устройств на операционной системе Android 5.0 Lollipop.

Казком

В Казкоммерцбанке приложения интернетбанкинга Homebank.kz для iOS и Android регулярно обновляются. В среднем, по информации банка, обновления выходят каждые два месяца.

Активность пользователей растет. Если в декабре 2014 года через мобильное приложение Homebank.kz было осуществлено около 700 тыс. сессий, на конец апреля их число достигло 800 тыс. за месяц. Из почти 2,5 млн сессий в интернет-банкинге Homebank.kz за апрель около трети пришлось на его мобильное приложение.

Всего в интернет-банкинге Homebank.kz зарегистрировано свыше 600 тыс. пользователей. Количество установленных приложений среди пользователей вплотную приблизилось к 200 тыс. мобильным девайсам на базе iOS и Android.

В ближайшее время банк планирует выпустить принципиально новую версию мобильных приложений для iOS и Android, где полностью изменится дизайн, клиенты смогут воспользоваться новыми услугами, ранее доступными лишь в web-версии. Кроме того, через мобильное приложение VIP-клиенты и пользователи услуги Persona смогут получить персональный доступ к своему менеджеру.

Новые возможности

Экс-директор Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Манарбек Абенов отметил, что за последнее время увеличилось количество банковских приложений, которые не взимают с клиентов комиссию за оплату коммунальных услуг. «Полагаю, что в ближайшее время многие банки обнулят комиссии. В будущем, возможно, усилится лояльность, для более тесной интеграции с небанковскими сервисами», – считает он. В первую очередь речь идет о магазинах бытовой техники – через банковское приложение пользователю достаточно будет считать QR-код товара в магазине, чтобы получить ответ от банка об условиях и сроке кредита на понравившийся товар. Интеграция с сервисами такси и доставки еды позволит минимизировать время от заказа до оплаты и избежать ложных заказов. Польза от банковского приложения для клиентов – получать бонусы: скидки за заказ и/или оплату. Из ожидаемых услуг – на основе геолокации предлагать скидки на покупку товара/услуги вблизи расположенного рядом магазина-партнера.

Геолокация – это одна из новых возможностей, которую предлагает мобильный банкинг (этого не может дать привычный дистанционный банкинг через стационарный компьютер). Функция позволяет клиенту в режиме реального времени увидеть на смартфоне ближайшее отделение банка или банкомат. «Посмотреть остаток средств, пополнить баланс своего (или родных) сотового или оплатить коммунальные услуги можно когда и где угодно. Помимо этих также доступны и другие популярные операции: погашение кредита и пополнение депозита. Основная причина, почему надо пользоваться мобильным приложением, – экономия времени. Время, потраченное на поездку в банк, лучше посвятить себе или родным», – подытожил эксперт.

Мобильный банкинг в мире

По данным исследовательской фирмы Juniper, число пользователей мобильного банкинга возрастет до одного миллиарда к концу 2017 года. В докладе под названием «Мобильный банкинг: телефонные и планшетные рыночные стратегии 2013–2017» компания заявила, что 1 млрд пользователей мобильного банкинга в 2017 году будет отражать всего лишь 15% абонентов мобильной связи. Juniper Research также заявила: «Нужно признать, что около половины всех абонентов мобильной связи остаются не охваченными банковскими услугами, с ограниченным доступом к традиционным финансовым услугам». Международное исследование компании Gemalto, проведенное в конце 2014 года в Великобритании, США, Бразилии, Мексике и Сингапуре, выявило, что количество пользователей сервисами мобильного банкинга среди молодежи в возрасте от 16 до 24 лет значительно увеличилось. Так, 39% респондентов в США считают, что мобильный банкинг помогает лучше контролировать расходы; 42% респондентов в Бразилии готовы поменять банк, если он не поддерживает сервисы мобильного банкинга; 73% опрошенных в Мексике активно используют смартфон или планшет для совершения банковских операций. Большой процент респондентов в каждой стране, участвовавшей в исследовании, отказался бы от сложного в управлении приложения мобильного банкинга (80% – в Сингапуре, 70% – в Великобритании, 46% – в Бразилии).

Что касается мобильной коммерции, то, по прогнозам Gartner, количество клиентов, оплачивающих покупки через мобильный телефон, к 2017 году составит около 450 млн человек. Относительно медленное освоение мобильных платежей Gartner объясняется необходимостью доработки большинства предлагаемых сервисов. Еще одним сдерживающим фактором развития мобильной коммерции является беспокойство пользователей за сохранность своих средств. Пользователи, ограничивая объемы платежей, не размещают на мобильных кошельках значительные суммы своих средств.

Закон о мобильной коммерции

В Казахстане в процессе разработки находится закон о мобильной коммерции, который позволит клиентам осуществлять платежи с помощью мобильного телефона. Предположительно закон будет принят к концу 2015 года.

По словам директора по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан Алексея Бендзя, услуга мобильных финансов – это очередной этап прогресса. «Сейчас мы живем в то турбулентное время, когда прогресс набирает обороты, а это очередной его виток. Это дает огромное количество возможностей и свобод для населения», – считает он.

Мобильная коммерция позволит осуществлять мелкие операции с помощью мобильного телефона: платить за парковку, делать покупки в магазине, оформить микрокредитный заем, к тому же это возможность переслать деньги родственникам, что упрощает жизнь людей и делает ее более качественной. Г-н Бендзь рассказал, что такой сервис уже работает в России. Например, он позволяет перечислить сумму до $500, снять наличные можно через автоматы cash out для мобильных счетов (аналог обычного банковского банкомата).

Между тем следует признать, что в мире уже были примеры, когда мобильный банкинг становился угрозой для банковской системы. Например, в Бангладеш через систему мобильного банкинга проходило большинство микроплатежей. «Дело в том, что очень много бангладешцев работают в Индии, и какие-то $100–300 отправляли с помощью мобильной коммерции. Это стало серьезной угрозой, поэтому пришлось переделывать закон», – рассказал г-н Бендзь.

Несмотря на это, он считает, что больших сложностей в этом вопросе между банками и мобильными операторами не возникнет и будут найдены «нормальные модели взаимодействия». Алексей Бендзь полагает, что причины, по которым закон о мобильной коммерции до сих пор не принят, кроются как в позиции банков, общественных организаций и мобильных операторов, так и в том, что в Казахстане пока не очень много пользователей мобильного банкинга.

«Сейчас не так много людей пользуются мобильным банкингом, однако через один-три года практически каждый второй будет пользоваться этой услугой, она станет такой же неотъемлемой частью жизни, как электричество», – спрогнозировал г-н Бендзь.

По его мнению, внедрение мобильной коммерции в Казахстане неизбежно, поскольку ее возможностями пользуются во всем мире. «Сейчас остается понять, в каком виде она будет реализована. Она должна быть гибкой настолько, чтобы ее можно было модернизировать», – считает он.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю