МВФ: Дефицит бюджета в РК вырастет до 5,5% ВВП, экономика упадет на 2,7%

20.11.2020

Источник: Forbes Kazakhstan

Группа сотрудников Международного валютного фонда провела виртуальную миссию в Казахстане в период со 2 по 13 ноября для обзора экономического развития, перспектив, рисков и политики

Внимание международных экспертов и аналитиков было сосредоточено на последствиях пандемии COVID-19 и ценового шока на рынке нефти, преимуществах и проблемах ответных мер политики уполномоченных органов, а также приоритетах реформ после пандемии COVID-19, сообщает официальный сайт Национального банка РК.

По оценке сотрудников МВФ, экономика Казахстана пострадала в результате пандемии COVID-19 и мартовского падения цен на нефть. По итогам 9 месяцев 2020 объем производства сократился на 2,8%, а по итогам всего 2020 года объем ВВП сократится на 2,7%.

«Тем не менее сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность и строительство сохранили положительный рост при поддержке по линии государственных программ», - отмечено в отчете.

Инфляция в октябре составила 7%, что отражает произошедший скачок цен на продукты и снижение курса национальной валюты.

По ожиданиям, экономическая активность в 2021 вернется к положительным значениям, хотя и «сохраняются значительные риски в отношении развития пандемии, нестабильности цен на нефть и торговой напряженности с участием основных торговых партнеров».

Международные эксперты оценили и усилия Нацбанка в денежно-кредитной и курсовой политике.

«После резкого падения цен на нефть в марте НБРК повысил учетную ставку до 12% (с 9,25%), расширил коридор процентных ставок, предпринял интервенции на валютном рынке и внес изменения в положения о порядке приобретения иностранной валюты, чтобы ограничить краткосрочную нестабильность обменного курса. По мере ослабления давления на валютном рынке и нарастания опасений по поводу экономической активности НБРК снизил базовую ставку до 9% к лету, расширил существующие программы кредитования по льготным ставкам и запустил новую программу для малых и средних предприятий (МСП). Эти меры оказались успешными в поддержании кредитования частного сектора», - говорится в обзоре.

Хотя реакция по линии денежно-кредитной и финансовой политики на кризис была решительной и своевременной, она еще больше усилила и без того значительную роль государства в финансировании экономики.

«Учитывая неопределенность в отношении возможной второй волны пандемии, антикризисные меры, возможно, потребуется расширить, но важно провести их постепенное сворачивание, с целью сокращения государственного вмешательства и создания основ для восстановления экономики на основе рыночных механизмов», - подчеркнули аналитики.

Приверженность Нацбанка политике инфляционного таргетирования также заслуживает высокой оценки. Это включает поддержание гибкого обменного курса, служащего, как показали события весной текущего года, амортизатором, при одновременном продвижении политики, направленной на снижение долларизации, и проведении реформ, нацеленных на постепенное снижение воздействия волатильности обменного курса на инфляцию.

Большинство банков вступили в кризис Covid-19 с относительно большими запасами капитала, что подтверждается результатами AQR. Во время пандемии был введен ряд временных регуляторных послаблений, включая снижение требований к капиталу и ликвидности, снижение весовых коэффициентов рисков и замораживание классификации кредитов по определенным кредитным экспозициям. Эти меры помогли смягчить влияние кризиса, но их следует постепенно сокращать по мере восстановления экономики, чтобы ограничить риски для устойчивости финансового сектора.

Миссия МВФ поддержала переход правительства к контрциклической налогово-бюджетной политике в ответ на пандемию Covid-19. Положительная оценка была дана и использованию доступных бюджетных резервов в текущих обстоятельствах для защиты благосостояния населения.

«Ожидается, что общий дефицит сектора государственного управления (включая местные бюджеты и НФРК) увеличится до 5,5% ВВП в 2020, отражая понижение уровня доходов и дополнительные расходы на здравоохранение, денежные и натуральные трансферты уязвимым домохозяйствам, а также поддержку МСП и наиболее пострадавших секторов», - подчеркнули эксперты.

По мнению сотрудников МВФ, в 2021 налогово-бюджетная политика останется адаптивной для поддержки восстановления экономики. Налогово-бюджетный стимул приведет к увеличению государственного долга на 4% ВВП в период с 2019 по 2021 годы. Тем не менее уровень долга остается существенно ниже активов НФРК.

Восстановление бюджетных резервов является среднесрочной приоритетной задачей. Ожидается, что бюджетная консолидация возобновится в 2022 с целью сокращения и поддержания ненефтяного дефицита ниже уровня 6% ВВП в период после 2023.

«В этих целях уполномоченные органы работают над увеличением ненефтяных поступлений за счет улучшения налогового администрирования, в том числе путем использования новых цифровых технологий, а также над повышением эффективности бюджетных программ. Миссия сотрудников МВФ отмечает возможности налоговых реформ для роста объемов ненефтяных поступлений и обеспечения справедливости, в том числе за счет повышения НДС и внедрения прогрессивного подоходного и имущественного налогообложения. Эти реформы должны быть хорошо подготовлены и сопровождаться мерами по сокращению неформальной экономики», - добавили эксперты.

Восстановление после пандемии и обеспечение в последующем устойчивого и инклюзивного роста требуют постоянного прогресса в проведении структурных реформ. Миссия поддерживает приоритетные области, определенные уполномоченными органами в новой стратегии развития, включая: повышение конкуренции, уменьшение участия государства в экономике, развитие недобывающих отраслей, повышение эффективности государственного управления, укрепление институтов управления и совершенствование систем здравоохранения и образования.

«Хотя на темпы этих реформ может повлиять кризис Covid, остается важным сохранение успехов, достигнутых в последние годы, и поддержание динамики реформ. В частности, важное значение имеет дальнейший прогресс в приватизации компаний в нефтегазовом, телекоммуникационном, авиационном, энергетическом и железнодорожном секторах. Кроме того, миссия поддерживает планы уполномоченных органов по внедрению новых цифровых технологий и решению экологических проблем, которые могут открыть новые возможности для будущего экономического роста и создания рабочих мест», - отмечено в обзоре.

По итогам своей миссии, сотрудники МВФ высоко оценили меры реагирования на пандемию в рамках государственной политики со стороны уполномоченных органов и решительно поддержали их приверженность более устойчивому и инклюзивному росту в посткризисный период. Уточнение бюджета 2020 года и продолжающиеся антикризисные меры обеспечивают критически важную помощь уязвимым домохозяйствам и предприятиям.

«В будущем также потребуются дальнейшие усилия для устранения основных структурных ограничений, сдерживающих появление процветающего частного сектора, экономический рост и создание рабочих мест. Их реализация усилит принятые меры по сохранению макроэкономической стабильности и укреплению госполитики и институтов. МВФ готов и в дальнейшем на тех же основаниях предоставлять консультации по вопросам политики и расширять техническую помощь во всех ключевых областях политики, рассмотренных выше», - подчеркнули эксперты.

Ожидается, что следующий визит сотрудников МВФ для консультаций в Казахстане состоится весной 2021.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю