10.04.2015
Источник:
Курсив.kz
В марте НБ РК опубликовал стратегию развития денежно-кредитной политики на 2015 год. Как указано в документе, приоритетным для регулятора в текущем году станет удержание цен на фоне внешних факторов и волатильности на рынке. Однако не все инструменты политики, объявленной регулятором, среди которых изменение минимальных резервных требований (МРТ), могут быть встречены положительно. Некоторые ограничения негативно отразятся на ликвидности, считают в банковской сфере.
Железная стратегия
В начале марта Нацбанк опубликовал план развития денежно-кредитной политики РК на 2015 год, основным направлением которого стало обеспечение стабильности цен. Как указано, предоставление и изъятие ликвидности будет происходить через операции открытого рынка (по инициативе НБ РК) и операции постоянного доступа (по инициативе БВУ). Основными операциями по предоставлению ликвидности станут операции «обратное РЕПО». Повышение эффективности процентной политики пройдет «путем удержания рыночных ставок и их волатильности в приемлемом диапазоне».
20 марта 2015 года правление Нацбанка утвердило Правила о минимальных резервных требованиях, включая структуру обязательств банков, принимаемых для расчета, условия выполнения минимальных резервных требований, порядок резервирования.
Как отмечается, для дальнейшего стимулирования роста обязательств банков в национальной валюте и снижения долларизации финансового сектора Национальный банк внедрил более детальную структуру резервных обязательств, предполагающую разделение обязательств в тенге и иностранной валюте с сохранением принципа резидентства и срочности.
Дополнительно для улучшения возможностей банков по управлению ликвидностью будет изменен порядок расчета минимальных резервных требований с сохранением принципа усреднения. С 23 июня 2015 года периоды определения минимальных резервных требований и формирования резервных активов будут составлять 28 календарных дней и следовать непосредственно друг за другом. Это позволит оценить необходимость в проведении операций на открытом рынке для Национального банка и улучшить качество управления ликвидностью.
В перспективе при выполнении минимальных резервных требований основная роль будет отводиться использованию корреспондентских счетов банков в Национальном банке в национальной валюте.
Объем наличной кассы для выполнения минимальных резервных требований будет составлять с 23 июня 2015 года не более 70% от среднего размера минимальных резервных требований за период определения минимальных резервных требований, с 5 января 2016 года – не более 50% от среднего размера минимальных резервных требований за период определения минимальных резервных требований.
По каждому виду резервных обязательств с 12 мая 2015 года установлен отдельный норматив минимальных резервных требований (см. справку).
Установление более низких нормативов по обязательствам в национальной валюте должно повышать привлекательность тенговых инструментов и способствовать снижению долларизации экономики. В результате установления нормативов минимальных резервных требований, по оценке, ликвидность банковской системы в национальной валюте увеличится на 40 млрд тенге, которые могут быть направлены банками на кредитование реального сектора экономики.
Некоторые ограничения негативно отразятся на ликвидности
БВУ первоначальный проект планируемых изменений получили в начале 2015 года. Банки в рамках проекта предоставили свои замечания и предложения, до того как НБ РК утвердил окончательный вариант новых требовании. Однако не все предложения и замечания банков были учтены.
Глава риск-менеджмента АО «Народный Банк Казахстана» Алмас Маханов прокомментировал Kursiv.kz новые правила о минимальных резервных требованиях. Обсуждения по проекту новых правил о минимальных резервных требованиях ведутся с начала 2015 года на площадке АФК с участием Национального банка. По сообщению эксперта, в банке провели прогнозные расчеты с учетом новых требований: «По предварительным оценкам, банк сможет соблюдать новые требования по минимальным резервным требованиям. В случае необходимости банк может оперативно увеличить резервные активы».
Эксперт отметил, что некоторые изменения смягчают требования по МРТ. «Например, ставка для внутренних краткосрочных обязательств снижается с 2,5% до 2,0%. Однако ограничения по сумме наличных денег в кассе, вступающие в силу с 23 июня 2015 года (не более 70% от МРТ) и с 5 января 2016 года (не более 50% от МРТ), ужесточают требования. Введение ограничения на кассу вынудит банки дополнительно резервировать часть ликвидных активов, что негативно отразится на тенговой ликвидности банковского сектора», – заключил г-н Маханов.
По мнению аналитиков АО «Нурбанк», по новым правилам расчет стал более детальным, но основные подходы остались теми же: «При утверждении новых нормативов, как и раньше, минимальные резервы рассчитываются как определенный процент от обязательств. Поэтому на текущий день особой необходимости вести подготовку по расчету и выполнению новых требований нет», – считают в банке.
Тем не менее планируемые изменения по ограничению доли кассы (наличности) в активах, которые вступят в силу позже, налагают на банки определенную нагрузку. «Банки будут вынуждены держать дополнительную ликвидность на коррсчете в НБ РК, тогда как эти деньги могли пойти на кредитование», – отметили в Нурбанке.
Требования по ограничению доли наличности в активах считают излишне осторожными, так как при крайней необходимости БВУ всегда могут сдать наличность в НБ РК и получить безналичные средства на своих корреспондентских счетах в НБ РК.
«С точки зрения ликвидности разница между наличными и безналичными средствами минимальна. Поэтому ограничение доли кассы наш банк оценивает негативно. Банки и так стараются держать в кассе минимально необходимую сумму, так как большие остатки кассы снижают доходы банка», – отметили в «Нурбанке».
В пресс-службе АО «Банк ЦентрКредит» сообщили, что банк не комментирует политику регулятора и ликвидность.
Управляющий партнер Tengri Partners, экономист Ануар Ушбаев отметил, что желательно, чтобы попытки развивать процентный канал трансмиссионного механизма были более решительными и комплексными.
«Развитие этого канала снизит необходимость использования изменений МРТ для контролирования уровня ликвидности. В практике развитых стран изменение МРТ считается достаточно грубым инструментом и используется в основном, чтобы дать сигнал по долгосрочной монетарной политике. Слишком частое изменение МРТ может этот эффект сильно размывать», – отметил г-н Ушбаев.
В целом же экономист считает, что стоит положительно относиться ко всем шагам НБ РК в сторону большей предсказуемости и дифференцирования различных регуляторных нормативов в пользу национальной валюты.