15.06.2015
Источник:
КАПИТАЛ
Потенциальные участники Международного финансового центра Астана на заседании Совета по финансовой стабильности обсудили развитие Международного финансового центра Астана. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В Национальном банке РК состоялось заседание Совета по финансовой стабильности по вопросу «О развитии Международного финансового центра «Астана». Руководители банков второго уровня обсудили с регулятором новые перспективы.
Напомним, в соответствии с Указом Президента РК «О Международном финансовом центре «Астана» и передислокации Национального Банка Республики Казахстан в город Астану» №24 от 19 мая 2015 г., Правительству РК совместно с Национальным Банком РК было поручено утвердить совместный План действий по созданию и развитию центра на долгосрочную перспективу.
План, который определяет стратегические направления развития Центра на период 2015-2025 годы, был представлен участникам заседания Совета по финансовой стабильности. В основу данного документа вошли детальные аналитические исследования рынка, международный опыт финансовых центров мира (Дубаи, Сингапур, Лондон, Торонто и др.).
Согласно Плану совместных действий, Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) будет развиваться в рамках четырех ключевых стратегических направлений.
Первое направление – это развитие местных рынков капитала (capital markets). В настоящий момент, данный рынок неликвиден и его размеры не соответствуют размерам экономики Казахстана.
Второе – это развитие рынка и экспертизы по управлению активами (asset management). Сейчас этот сектор экономики далек от международных бенчмарков из-за доминирующего положения государства и неразвитого розничного сектора управления активами.
Третьим направлением для развития МФЦА представляется управление благосостоянием частных лиц (private banking). Оно развивается совместно с направлением по управлению активами, как в части обслуживания местных состоятельных физических лиц, так и в сфере управления репатриированными средствами и привлеченными средствами из стран Центральной Азии.
Четвертое – создание рынка исламского финансирования (Islamic finance) и создание условий для выпуска суверенных исламских ценных бумаг. Данное направление обеспечит стимулирование притока исламского капитала в страну и развитие альтернативного банковского сектора в дополнение к традиционному.
В то же время полноценное развитие Международного финансового центра «Астана» невозможно без внедрения признанного во всем мире стандарта права. Данный стандарт должен обеспечиваться распространением английского прецедентного права на территории центра, а также его применением при рассмотрении споров, что позволит значительно повысить доверие к Казахстану со стороны иностранных инвесторов.
Для развития данного направления в Плане действий предлагается также предпринять ряд мер. Среди них можно отметить следующие:
- предусмотреть регулирование отношений между участниками Центра на основе стандартов ведущих мировых финансовых центров, принципах и нормах английского права с использованием английского языка в делопроизводстве Центра, в том числе судопроизводстве.
- создание в Центре финансового суда с привлечением иностранных судей при рассмотрении споров, в том числе с правом рассмотрения инвестиционных споров.
- создание Международного арбитражного центра МФЦА.
В данном вопросе Международный финансовый центр «Астана» будет опираться на успешный опыт судов Международного финансового центра Дубаи. Как известно, этот Центр работает в рамках независимой юрисдикции, основанной на принципах английского прецедентного права, со своими собственными нормами гражданского и коммерческого права, отличающимися от законов, принятых в ОАЭ.
Также Планом действий предлагается создать специальную финансовую зону «Международный финансовый центр «Астана»» (СФЗ МФЦА) на территории международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» в пределах территории г. Астана по аналогии с ведущими мировыми финансовыми центрами мира.
В рамках СФЗ МФЦА Планом действий предлагаются следующие преференции:
- освобождение на 10 лет от уплаты КПН по доходам, полученным на территории Центра, и ИПН, облагаемого у источника выплаты по доходам, полученным в виде дивидендов, а также по доходам сотрудников участников Центра.
- возврат НДС при покупке товаров на территории Центра для сотрудников-нерезидентов Республики Казахстан участников Центра.
- привлечение участниками Центра иностранной рабочей силы без получения квоты и разрешения.
- упрощенный режим регистрации по принципу «одного окна» при выдаче виз, разрешений на работу и других запросов на территории Центра.
- предоставление иных льгот и преференций для участников Центра.
План действий исключает регуляторный и налоговый арбитраж в МФЦА, так как будут создаваться новые направления финансовой индустрии, до сих пор неразвитые в Казахстане и дополняющие финансовый сектор Казахстана и всего региона. Это так называемый класс альтернативных финансовых услуг (налоговые и юридические консультанты, управляющие активами международного класса, управляющие благосостоянием частых лиц и т. д.).
По итогам заседания Совета по финансовой стабильности его участники отметили, что развитие МФЦА ускорит процесс формирования зрелого финансового сектора Казахстана. Причем, прогресс здесь будет определяться совместными усилиями международных и местных игроков. В результате МФЦА должен стать ядром развития финансового сектора Казахстана в дополнение к банковской системе.