Выхода нет: бензиновый сплин

25.03.2016

Источник: Капитал.kz

С 1 апреля повышается акцизный сбор на бензин и дизельное топливо в России: плюс 2 руб. к литру бензина (тонна будет стоить 10 130 руб.), плюс 1 руб. к литру дизтоплива(стоимость тонны составит 5293 руб.). Представляя в конце февраля в Государственной думе новые тарифы, заместитель министра финансов РФ Юрий Зубарев отметил, что акциз занимает примерно пятую часть в розничной цене. Максимально негативный эффект на уровень розничных цен на бензин будет наблюдаться, говорил он, только если производитель полностью переложит это повышение на потребителя. С учетом НДС (18%) прибавка может составить 2,36 руб. При розничной цене 34-35 руб. за литр 92-й марки рост стоимости за счет увеличившегося акциза составит 6,5-7%.


Рынок Казахстана примерно на 40% зависит от российского автомобильного топлива. Эксперты прокомментировали для центра деловой информации Kapital.kz вопрос, насколько возможно повышение розничных цен на бензин на казахстанском рынке.

Один фактор, другой фактор

Того, что стоимость бензина на заправочных станциях в Казахстане может вырасти, не исключает председатель правления национальной компании «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев. Однако воздействие, которое повысившиеся в России акцизы могут оказать на розничные цены на казахстанском рынке, он называет возможным и опосредованным. Обоснование: «При завозе бензина на территорию республики косвенные налоги вычитаются и без акциза и НДС. Этот бензин завозится на наш рынок, наши акцизы не менялись. Казалось бы, уровень цен будет оставаться прежним, прямой увязки нет». Российский рынок в разы больше, чем рынок Казахстана, влияние при открытых в рамках ЕАЭС границах неизбежно, однако значительного влияния не ожидается, добавляет спикер.

«Разница между российскими оптовыми, розничными ценами и ценами в Казахстане всегда оказывала влияние на наше ценообразование. Действительно, прямого влияния повышение акцизов в России на казахстанский рынок не окажет, но могут быть перетоки топлива из-за разницы цен и налогообложения. Поэтому этот фактор также будет влиять на рост стоимости бензина в Казахстане», – делится мнением независимый аналитик в нефтегазовой сфере Олжас Байдильдинов.

По его расчетам, этот фактор вполне может дать прибавку в 3-4 тенге на литр. Плюс может проявить себя такой фактор, как повышение акцизов на казахстанских НПЗ. Осенью 2015 года правительство увеличило ставку акциза при оптовой реализации бензина и дизтоплива с 4,5 тыс. тенге до 10,5 тыс. тенге. Рост стоимости топлива под влиянием этого фактора еще не произошел, но, оценивает эксперт, это должно дать примерно 4-5 тенге на литр. «Таким образом, полагаю, в ближайшие месяцы средняя цена может вырасти на 7-9 тенге (без учета «отыгрывания» эффекта девальвации)», – делает вывод Олжас Байдильдинов.

Если объемы будут прежними

«Если мы продолжим закупать у России бензин в том же объеме, как и раньше по соглашениям, то топливо у нас тоже будет дорожать. Сейчас в среднем на рынке ходовая марка стоит 125 тенге за литр, КМГ по случаю праздника снизил до 118 тенге за литр (значит, у него есть ценовые резервы для этого). Не исключено, что стоимость АИ-92/93 перевалит за 130 тенге за литр, но это, повторюсь, в том случае если мы продолжим закупать подорожавшее российское топливо в прежних объемах», – говорит главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, д. э. н., профессор Олег Егоров.

В пресс-службе Министерства энергетики РК центру деловой информации Kapital.kz сообщили: с российских заводов в 2013 году поступил 1 млн 297,5 тыс. тонн, в 2014 году – 937,5 тыс. тонн, в 2015 году – 1 млн 182,8 тыс. тонн бензина. Индикативный баланс между РК и РФ на 2016 год предполагает поставку на казахстанский рынок 1 млн 100 тыс. тонн российского бензина.

Импорт из других стран не планируется, подчеркнули в министерстве. И вместе с тем не исключили такую вероятность в отношении нефтепродуктов, розничные цены на которые не регулируются государством: если возникнет коммерческая привлекательность таких сделок, то они будут осуществлены. Напомним, розничные цены на АИ-92/93 были отпущены в свободное плавание в сентябре 2015 года. Последний предел, установленный государством для этого сорта, – 108 тенге за литр (май прошлого года).

При этом интересно, что, судя по предоставленным пресс-службой Минэнерго данным, средние оптово-отпускные цены на бензины российских заводов существенно снизились за последние три года. Так, АИ-80 с 911,3 доллара за тонну в 2013 году подешевел до 527,26 доллара за тонну в 2015 году; тонна АИ-92/93 снизилась в цене в этот же период с 952,7 доллара до 594,83 доллара.

Отметим, что розничные цены на бензин в России уже начали расти. В период с 1 по 9 марта – на 0,3%, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат). До этого четыре недели они оставались стабильными, ранее девять недель подряд снижались. По данным на 9 марта, средняя стоимость литра составила 34,91 руб. (на 29 февраля – 34,82 руб.).

Повод задуматься об авто

Повышение цен на бензин, как бы парадоксально это ни звучало, происходит во многих нефтедобывающих государствах, продолжает Олжас Байдильдинов. К примеру, некоторые страны Персидского залива перестали дотировать внутренние цены из-за финансовых трудностей (в связи с падением стоимости нефти и сокращением доходов). Во многих странах цены растут из-за девальвации национальных валют и повышения налогов/сборов.

«В развитых странах-импортерах цены в долларах/евро снизились. Многие в Казахстане ориентируются на цены в тенге: мол, котировки Brent упали почти в три раза, а цены на бензин у нас растут. На самом деле, бензин на нашем рынке один из самых дешевых в мире, в долларовом эквиваленте цены за литр АИ-92 снизились примерно с 60-70 центов до 30 центов», – приводит данные спикер. Внутренний рынок в Казахстане, напоминает он, всегда был дотационным благодаря высоким экспортным доходам. При сокращении этих доходов возможность субсидировать внутренний рынок снижается. Поэтому рост цен неизбежен.

По мнению Олега Егорова, если мы говорим о том, что в европейских странах литр топлива стоит примерно в 1,5 раза дороже, чем у нас, то нужно учитывать еще и уровень заработных плат – только такое сравнение может стать пищей для размышлений.

Олжас Байдильдинов уверен: реальная стоимость АИ-92/93 должна составлять 180-200 тенге за литр. Но когда ценники на АЗС будут именно такими – это«политический вопрос». В целом, напоминает эксперт, Казахстан как член ЕАЭС и ВТО должен перейти на формирование внутренних цен на основе равной доходности с экспортными ценами, то есть внутренние цены должны быть равны экспортным за вычетом расходов на транспортировку и налогов/сборов.

«В любом случае в долгосрочной перспективе цены будут расти. А это очередной повод задуматься об экономичности наших автомобилей», – заключает собеседник.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю