Не прибыльно и не модно?

27.01.2016

Источник: Капитал.kz

Некоторые собственники страхового бизнеса в 2016 году задумаются о реорганизации этих активов путем слияний и поглощений либо продажи компаний, поскольку страхование перестанет быть привлекательной отраслью для инвестиций. Такой прогноз высказали представители страховой компании «Коммеск-Өмір». Тем более год предстоит непростым для страховой отрасли в текущем году, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«2016 год покажет, что страховой сектор перестанет быть прибыльным для акционеров. Если раньше было модно иметь свой банк, свою страховую компанию, то сейчас это неактуально, особенно в страховании. Сейчас, когда страховые компании показали высокую доходность, акционерам будет выгодно зафиксировать свои доходы и выйти из бизнеса», - отметил председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

Руководство страховой компании предсказало, что существенного роста объемов премий в 2016 году не ожидается, прогнозируется падение потребительского спроса, так как страхование не является продуктом первой необходимости. По оптимистичным прогнозам, рост может сложиться на уровне 3-5%. Драйверами роста останутся обязательные виды страхования.

При этом больше всего пострадают обязательное автогражданское страхование (ГПО ВТС) и добровольное (автоКАСКО). Здесь, по словам первого заместителя председателя правления страховой компании Владимира Акентьева, ожидается взрывной рост убыточности. «Это объясняется тем, что стоимость запчастей и все ремонтные работы на СТО, как правило, привязаны к иностранной валюте. Средний размер выплаты по моторному страхованию вырастет на 40% и составит порядка 500 тысяч тенге», - добавил Владимир Акентьев.

Причем по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) будет зафиксирована высокая обращаемость застрахованных в клиники, так как многие клиенты не будут уверены, оставят ли работодатели ДМС в качестве одной из составляющих соцпакета в 2016 году. Вследствие этого будет наблюдаться рост количества услуг на каждого пациента, что повлияет на повышение убыточности добровольного медицинского страхования. Еще одним фактором увеличения убыточности станет рост цен на импортные медикаменты, оборудование и лечение.

«Медицинское страхование никогда не было прибыльным для страховых компаний. Это имиджевый вид страхования для СК, чтобы охватить больше людей и затем этот продукт продавать. Сейчас оно будет резко отрицательным», - пояснил Владимир Акентьев.

Ухудшится положение и страховщиков, принимающих риски компаний нефтедобывающей отрасли, характеризующейся высокой подверженностью различного рода потрясениям: скачкам и падению цен на нефть, снижению уровня добычи, оптимизации расходов. Аналогичная ситуация произойдет и со страховщиками, ориентированными на партнерство с компаниями государственного сектора или зависящими от банкострахования. Комментируя банкострахование, Олег Ханин отметил, что «многие банки приостановили кредитование в тенге, то есть потребность в деньгах на рынке имеется, но ее никто не покрывает, соответственно, программы, которые сейчас есть, входят в режим стагнации и банки думают, выдавать или нет кредиты и под какие проценты…» - подчеркнул Олег Ханин.

Руководство страховой компании также отметило сохраняющиеся проблемы в страховании туристов. Прогноз по страхованию выезжающих за рубеж также малоутешительный – снижение покупательской способности населения негативно отразится на спросе на туристические продукты и страхование туристов. «Я говорю про страхование туристов, у нас сократится число полисов для выезжающих на 80% (аналогичное сокращение ждет туристический рынок страны, по прогнозам многих экспертов, в связи с девальвацией тенге. – Ред.)», - отметил Владимир Акентьев. Год предстоит непростой, заключил первый замглавы АО «СК «Коммеск-Өмір».

Не решенные, но решаемые

Для успешного преодоления кризиса страховые компании выступают с различными инициативами, однако многие «застревают» на уровне законодательных ограничений. Так, по словам руководства страховой компании, за прошедший год страховой рынок не сильно продвинулся и в решении проблемы с завышенными агентскими вознаграждениями. Принцип «зарабатывают агенты, а не отрасль» остается актуальным и в 2016 году и активно используется некоторыми страховщиками в борьбе за долю рынка. Для решения этого вопроса в 2015 году были предприняты попытки по консолидации рынка, однако договориться страховщикам не удалось.

Кроме того, «для того чтобы хоть как-то выживать, мы хотим быстрее внедрить электронный полис. Причем для популяризации онлайн-страхования не исключается применение понижающих коэффициентов для клиентов. В целом продвижение онлайн-страхования положительно отразится на оптимизации расходов страховщиков и развитии страхования», - отметил глава СК.

«Все это мы обсуждаем целый год и пока не сдвинулись с того момента, что у нас в законодательстве есть четкое ограничение, что договор страхования заключается в письменной форме сделки. Мы давно работаем с регулятором, и он идет нам навстречу, но вопрос законодательных инициатив очень долго решается», - подчеркнул Олег Ханин.

«Как вы знаете, с 2017 года у нас будет внедрено обязательное медицинское страхование – для работодателей, а позже для работников… В связи с этим мы ожидаем снижения спроса на добровольное медицинское страхование – нужны изменения в части налогообложения, которое будет способствовать дальнейшему развитию добровольного медицинского страхования, является изменение по отнесению на вычеты страховых премий по ДМС. Страховые премии по ДМС не должны облагаться подоходным налогом как у физических, так и у юридических лиц, эти расходы нужно относить на вычеты, что будет стимулировать работодателей обращать внимание на ДМС и включать его в соцпакет для своих работников», - пояснил глава «Коммеск-Өмір». Этот вопрос очень важен, ведь та инфраструктура, которая сегодня создана страховщиками, может оказаться под угрозой.

Кроме того, страховщики продолжают испытывать трудности с инструментами для инвестиций, поскольку они могут вкладывать либо в депозиты, либо в ценные бумаги фининститутов. В этой связи страховому рынку нужны новые инструменты для размещения. Олег Ханин отметил, что рейтинги некоторых банков понижены и страховые компании находятся под давлением рейтингов фининститутов. «Если посмотреть на саму страховую отрасль, то наши кредитные рейтинги намного выше, чем банковские, мы более устойчивые, потому что мы размещаем наши деньги в банках, что означает, что мы ухудшаем наше положение, по мнению агентств», - подчеркнул председатель правления СК «Коммеск-Өмір».

В период кризиса страховые компании будут искать возможности для внутреннего роста. Можно ожидать появления на рынке новых страховых продуктов с невысокой ценой и базовым набором услуг, а также нестандартных предложений, таких как: страхование в кредит, страхование от банкротства, страхование от поломок авто, страхование от потери работы. Однако, как подчеркнул глава СК «Коммеск-Өмір», новые продукты будут внедряться игроками рынка в случае высокого интереса со стороны клиентов, а не единичных контрактов.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю