Новая «золотая лихорадка» по масштабам догоняет наркотрафик — FT

22.08.2025

Источник: Frank Media

Нелегальная добыча золота приносит преступным группировкам миллиарды долларов, рушит жизни и наносит вред экосистемам

Рост мировых цен на золото вызвал новый виток незаконной добычи металла, которая превращается в один из самых прибыльных сегментов теневой экономики. Как пишет Financial Times, криминальные группировки в Африке и Латинской Америке контролируют целые регионы, где нелегальные шахты разрушают природу, губят животных и приводят к гибели людей.

Золото за последние десять лет подорожало втрое, а с начала этого года — еще на четверть. Металл стал тихой гаванью для инвесторов, а его высокая ликвидность и простота «отмывания» через хабы вроде ОАЭ и Швейцарии сделали добычу магнитом для наркомафий, вооруженных группировок и боевиков. По данным ООН, преступные сети уже встроились в глобальные цепочки поставок, а рынок нелегальной добычи оценивается в десятки миллиардов долларов. “Это темная сторона золотой лихорадки XXI века”, — пишет FT.

По оценке SwissAid, в Африке только в 2022 году было вывезено 435 тонн нелегального золота на $31 млрд — вдвое больше, чем десять лет назад. В Перу — крупнейшем производителе региона — свыше 40% экспортного золота в 2024 году оказалось незаконным. «Преступные предприятия зарабатывают на золоте больше, чем на наркотиках», — говорит эксперт The Sentry Саша Лежнев.

Особенно остро проблема стоит в Амазонии, где так называемые «наркодобытчики» вытесняют кокаиновый бизнес. Там незаконные шахты вооружены автоматами и взрывчаткой, а в их логистике используют самолёты и подпольные аэродромы. «Организованные преступные группировки пришли в Амазонку за кокаином, используя эти отдаленные территории в качестве укрытий для нарколабораторий и коридоров для незаконного оборота наркотиков, — сказал Брам Эбус, содиректор Amazon Underworld, платформы по расследованиям. — Но они остались ради золота». В Колумбии и Перу мафия нападает даже на промышленные рудники, убивая десятки работников. В Бразилии золотодобыча привела к загрязнению рек ртутью, исчезновению животных и вспышкам болезней у коренных народов. В Южной Африке десятки тысяч безработных мигрантов, известных как zama zamas, добывают золото в заброшенных шахтах, вступая в вооруженные столкновения за контроль над тоннелями. В Судане доходы от нелегального золота финансируют вооружённые группировки, что только усиливает гражданскую войну.

Ключевой канал вывоза — ОАЭ, ставшие одним из крупнейших мировых центров торговли золотом. Марк Уммель, глава отдела сырья SwissAid, сказал, что ОАЭ действуют как «стиральная машина» для металла: золото из других стран перерабатывается и маркируется как местное, а затем продается в другие центры, такие как Швейцария и Великобритания. Переработанные золотые слитки химически практически идентичны, что делает невозможным определить их происхождение. Несмотря на усилия Дубая усилить контроль, продавцы на рынках признаются, что происхождение золота проследить невозможно.

Правительства стран пытаются отвечать жёсткими рейдами. В Бразилии, по данным властей, число нелегальных шахт на территории племени яномами сократилось на 98%, а экспорт золота упал почти вдвое. Однако эксперты сомневаются, что этого достаточно, посольку масштаб контрабанды и коррупции беспрецедентен. «Гаримпо (мелкомасштабная и зачастую несанкционированная добыча золота — FM) не только уничтожает лес и отравляет рыбу, но и обслуживает организованную преступность», — говорит активистка племени мундуруку Алессандра Корап.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю