24.10.2025
Источник:
Frankmedia
Речь идет об Ayandeh Bank, чей капитал на момент ликвидации составил $15 млн при долгах в $5,5
Центральный банк Ирана объявил о ликвидации и поглощении госбанком Melli одного из крупнейших коммерческих банков страны, Ayandeh Bank. Как сообщил Bloomberg, регулятор объяснил свое решение «неэффективностью» кредитной организации, ее «нездоровой деятельностью» и отрицательным показателем достаточности капитала. Все отделения, клиенты и сотрудники банка перейдут в ведение Bank Melli.
По данным главы надзорного департамента ЦБ Хамида-Резы Ганабади, на момент закрытия капитал банка составлял эквивалент всего $15 млн, в то время как его долги превышали $5,5 млрд. Коэффициент достаточности капитала (CAR), ключевой показатель финансовой устойчивости, достигал -440%.
Крах банка стал следствием рискованной бизнес-модели. Как пишет Bloomberg, более 90% его ресурсов были направлены на финансирование масштабных проектов, таких как гигантский торговый комплекс Iran Mall в Тегеране. К 2017 году объем кредитования только этой стройки достиг $7,6 млрд. Многие из финансируемых им проектов так и не были завершены. При этом банк привлекал вкладчиков завышенными процентами, создавая, по словам регулятора, «деструктивную конкуренцию».
История Ayandeh Bank началась в 2013–2014 годах, когда три проблемных кредитных организации, обремененные безнадежными долгами, были объединены в единый частный банк. Благодаря агрессивной экспансии и сотням филиалов по всей стране Ayandeh быстро вошёл в число крупнейших частных кредиторов Ирана. Однако стратегия агрессивного привлечения вкладчиков через высокие процентные ставки, по сути, превратилась в «финансовую пирамиду» — новые депозиты шли на выплаты по старым обязательствам.
Критическая ситуация в банке начала проявляться в 2019 году, когда регулятор взял его под особый надзор, опасаясь краха. Тогда Ayandeh отрицал слухи о неплатежеспособности, но ему пришлось продать долю в компании-застройщике Iran Mall Development Co. и прекратить участие в дорогих инфраструктурных проектах. По данным Bloomberg, к 2017 году общий объём кредитов, выданных этому девелоперу, достиг $7,6 млрд.
Как отмечает Bloomberg, банковский сектор Ирана уже много лет остается изолированным от мировой финансовой системы из-за американских санкций и отказа страны следовать международным стандартам Financial Action Task Force (FATF). В 2020 году FATF внесла Иран в «черный список», что лишило банки доступа к глобальным расчётам и инвесторам.
По данным агентства, на этой неделе, после многолетних споров между реформаторами и консерваторами, президент страны Масуд Пезешкиян подписал закон, позволяющий иранским банкам присоединиться к конвенции ООН по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма — шаг, который может частично разблокировать отношения с FATF. Как передало государственное агентство IRNA, вскоре после этого заместитель министра экономики Ирана Хади Хани впервые за шесть лет посетил штаб FATF в Париже.