23.10.2015
Источник:
Курсив.kz
Большинство ведущих игроков и агентств прогнозируют низкие цены (на текущем уровне или ниже) в течение 2016- 2017 гг., в некоторых случаях – до 2020 года. Прогнозы регулярно обновляются, но света в конце тоннеля не видно – тоннель слишком длинный. Попробуем разобраться, что же случилось с ценами и как долго нам придется «пережидать». Отмечу три основных фактора, влияющих на текущие котировки.
Битва за объемы
Во-первых, это рост поставок нефти и открытая война между основными производителями и экспортерами. К «соцсоревнованию» по объемам добычи между Россией и Саудовской Аравией и ценовой конкуренции на азиатских рынках добавилась более значимая конкуренция на европейском рынке. По последним данным, саудиты начали поставки нефти с существенными скидками на НПЗ некоторых европейских стран, которые традиционно входили в российскую нефтегазовую «орбиту». Конечно, на маршрутах поставок российской нефти это скажется незначительно, поскольку нефть из Персидского залива пока не может потеснить традиционные трубопроводные поставки, но это весьма примечательный факт. Можно считать это новым фронтом противостояния между ведущими нефтедобывающими странами, который, возможно, был открыт и в качестве ответной меры по сирийскому вопросу, и как подготовка Саудовской Аравии к выходу на мировые рынки иранской нефти, которая будет ориентирована на рынки АТР. Кроме того, в США был одобрен и направлен на дальнейшее согласование законопроект об отмене запрета на экспорт нефти. Напомним, что запрет на экспорт нефти из США был введен во времена арабского нефтяного эмбарго в 1975 году. С тех пор Соединенные Штаты являлись только импортером нефти. Говорить о каких-либо существенных объемах поставок из США не приходится. Вероятнее всего, это будет не более 2-3 млн тонн нефти в год, но она будет направлена на европейские рынки. Дело в том, что часть североамериканской нефти, из- за разницы цен на сорта Brent и WTI (доходящей иногда до $5-7 за баррель) и географических особенностей, действительно выгоднее продавать на европейские НПЗ, нежели поставлять на внутренний рынок. Таким образом, поставщики нефти в Европу (в том числе и Казахстан) уже в ближайшее время столкнутся с корректировкой цен.
Приведем небольшой пример, озвученный на известном телеканале: один из европейских НПЗ в предыдущие годы покупал нефть 10-13 сортов, то есть было 10-13 основных поставщиков, которые конкурировали за поставки на этот завод, предлагая относительно небольшие скидки к текущим котировкам. Рост поставок нефти в текущем периоде привел к тому, что НПЗ стал покупать нефть уже у 25-26 поставщиков различных сортов! То есть количество продавцов выросло кратно, и усиление конкуренции неминуемо привело к снижению цен на региональном рынке. Следующим основным рынком сбыта является азиатско-тихоокеанский регион, на котором также наблюдаются фантастические скидки на поставляемую нефть. К примеру, Саудовская Аравия объявила о скидках в 1,7-2 за баррель на ноябрьские поставки с целью удержания доли рынка. Предполагаю, что это только начало ценовых войн, поскольку ожидается включение еще одного крупного игрока – Ирана. На прошлой неделе президент США Барак Обама подписал распоряжение о начале процесса снятия санкций с Ирана. Ориентировочно в первой половине 2016 года все санкции США и Европейского союза будут сняты, что будет означать возобновление возможности ведения бизнеса западных компаний в Исламской Республике Иран (ИРИ). Следует отметить, что Иран уже пригласил и ведет переговоры с рядом ведущих нефтедобывающих компаний (British Petroleum, Eni, Total и др.), которые способны «оживить» нефтегазовый сектор и принести новые технологии, как воздух необходимые этой стране. До начала санкций Иран добывал около 3,4-3,5 млн. баррелей в сутки, текущий уровень добычи составляет 2,8-2,9 млн. В ИРИ уже заявили, что сразу после снятия всех санкций, страна увеличит добычу на 0,5 млн баррелей в сутки, и этот объем увеличится до 3,9-4 млн баррелей в сутки в течение года, а к 2021 году добыча вырастет до 4,7 млн баррелей в сутки!
Напомним, что текущий навес предложения нефти над спросом на мировых рынках составляет по различным оценкам от 1,5 до 2,6 млн баррелей в сутки, таким образом Иран действительно, если не обрушит мировые цены, то будет влиять на их низкий горизонт в течение как минимум ближайших пяти-семи лет. Ценовую конкуренцию Ирана со странами ОПЕК подстегивает не только желание нарастить собственную добычу и получить долгожданные доходы для бюджета, но и давние обиды на другие страны ОПЕК – Иран справедливо считает, что они воспользовались международной изоляцией ИРИ и «захватили» квоты и долю рынка этой страны. Также здесь действуют и другие геополитические факторы, основным из которых является борьба за лидерство в регионе. Не нужно забывать и другой серьезный фактор: Ирак располагает возможностями и ресурсами увеличить собственную добычу в 1,5-2 раза в течение пяти-семи лет (текущий уровень составляет 3,2-3,3 млн баррелей в сутки). Возобновить «докризисные» объемы способна и Ливия, которая из-за боевых действий по-прежнему не может стабилизировать добычу.
Таким образом , ведущие производители могут и готовы наращивать добычу и конкурировать за сохранение доли рынка, а непримиримые противоречия и геополитическое соперничество серьезно обостряют их борьбу. Прогнозирую, что избыток предложения на мировом рынке останется на прежнем уровне (а может даже и возрастет). К тому же, развитие технологий позволяет ведущим потребителям (США, Китай и др.) наращивать собственную добычу, снижая объемы импорта.
Нефть отступает
Вторым фактором, влияющим на падение цен, является снижение потребление нефти в развитых странах. Как я уже отмечал в предыдущих материалах, потребление первичной энергии (нефть, газ, уголь, атомная энергия, возобновляемые источники и др.) в странах ОЭСР снижается на протяжении восьми лет, а доля стран ОЭСР в мировом энергопотреблении снизилась с 58% в 2000-м до 43% в 2014 г.
При этом нефть, как источник энергии, «страдает» в первую очередь: по данным BP Statistical Review of World Energy потребление нефти в странах ОЭСР в 2014 году составило 2,03 млрд тонн, снизившись на 1,2% по сравнению с 2013 годом. Пик потребления нефти в странах ОЭСР наблюдался в 2004-2005 годы – 2,3 млрд тонн, после чего потребление неуклонно снижалось. Только представьте: в 2014 году уровень потребления нефти в странах ОЭСР находился на уровне 1993-1994 гг. Снижение потребления вызвано внедрением новых энергосберегающих технологий во всех сегментах экономики. И это является серьезной проблемой для всех нефтедобывающих компаний и стран. Развитые страны стали потреблять меньше, и эта энергетическая революция рано или поздно затронет и развивающиеся страны, которые сейчас являются основными драйверами роста спроса.
Мы по-прежнему недооцениваем развитие технологий, к примеру, тот же будущий электрокар от Apple, но действия главных экспортеров нефти свидетельствуют об обратном – они прекрасно осознают, что близится закат нефтяной эры. Сколько продлится этот период – 5-10 или 20-30 лет никто сказать не может, но тенденция понятна уже сейчас. Это является одной из долгосрочных причин текущего роста добычи нефти – страны стремятся продать товар, пока на него есть спрос. Конечно, мир никогда не избавится от полной нефтяной зависимости. К примеру, для создания электрического грузового автомобиля потребуется, чтобы половину всего грузового отсека занимали электробатареи. Целые отрасли, такие как нефтехимия, военно-промышленный комплекс и другие будут нуждаться в нефти, а электрические и гибридные автомобили не смогут заменить традиционные ДВС в плане грузовых перевозок, строительстве и промышленности.
Кризис – как время подумать
Третьим и, возможно, самым главным фактором являются проблемы в мировой экономике: снижение темпов роста или снижение ВВП, девальвации национальных валют, безудержный рост и грядущие потрясения на долговых рынках.
Мировая экономика и многие страны просто не «вынесут» высокие цены. Предполагаемая турбулентность продлится не менее двух-трех лет, а это означает, что даже в случае физических перебоев с поставками нефти, возможности для роста нефтяных котировок ограничены. К этим трем факторам можно отнести и новую реальность: Китай создает стратегические нефтяные резервы объемом около 500-600 млн баррелей (в США такой стратегический запас составляет 700 млн баррелей), что позволит КНР сглаживать колебания и даже зарабатывать на росте цен. Кроме того, до конца года на Шанхайской международной энергетической бирже будут запущены торги нефтяными фьючерсами в юанях. Естественно, это приведет не только к некоторому снижению стоимости импорта нефти в Китай (иначе для чего все это создавать), но и росту роли азиатских рынков, а также некоторому ослаблению связки «доллар-нефть». Чтобы разбавить такую нерадостную нефтяную картину, предположу, что через два-три года мы все же увидим рост цен, поскольку мировой финансовой системе требуются «пузыри», которые периодически возникают (2006-2007 и 2010-2013 гг.) и сдуваются (2008-2009 и 2014- 2015 гг.), кроме того, после пика данного финансового кризиса будут запущены новые программы количественного смягчения в США, Европе и Китае, именно поэтому, спустя некоторое время, мы увидим быстрый рост цен.
Ну, а пока, у нас есть время подумать, чем же заняться после эры «большой» нефти.