Старший брат по финансовым рискам

20.06.2015

Источник: Курсив.kz

О том, как ситуация в российской банковской системе отразится на Казахстане и о все еще маячащем на горизонте призраке девальвации «Къ» рассказали аналитики рейтингового агентства Moody’s.

-Как можно охарактеризовать сейчас состояние банковского сектора в России?

Ольга Ульянова (вице-президент - старший аналитик): Финансовые показатели сектора находятся под давлением из-за повысившейся за последний год стоимости фондирования и увеличившихся расходов на резервы по ссудам. Ситуация с ликвидностью в целом не вызывает серьезных опасений, но доступ российских банков к дешевым и длинным ресурсам ограничен, в том числе, и по причине санкций со стороны ЕС и США.

-Какие факторы влияют на рост и падение прибыльности банков РФ?

Ольга Ульянова: Основные факторы, которые в течение ближайших 12-18 месяцев будут оказывать негативное влияние на прибыльность российских банков, - это повышенная стоимость фондирования (которая обуславливает сокращение процентной маржи, ибо банки не могут полностью переложить это повышение на плечи заемщиков), а также повышенные отчисления в резервы. По нашей оценке, в 2015 году сектор может недополучить до 1/3 процентной маржи по сравнению с 2014 годом (это во многом будет зависеть от процентной политики ЦБ РФ), а кредитные потери (в терминах начисленных резервов в процентах от среднего кредитного портфеля) могут превысить 6%, наблюдавшиеся в кризис 2008-2009 года. Таким образом, по базовому сценарию Moody’s российский банковский сектор в 2015 году в целом будет убыточным.

-Какие риски больше всего давят на финсектор?

Ольга Ульянова: Кредитные риски, безусловно, несут сегодня основную угрозу.

-Какова связь тенденций банкинга России и Казахстана?

Лев Дорф (младший вице-президент - аналитик): Падение цены на нефть и ухудшение экономической ситуации в странах СНГ, являющихся торговыми партнерами Казахстана, оказывают негативное влияние на операционную среду для банков страны, что в свою очередь влияет на качество их активов, условия фондирования и прибыльность банковского сектора.

Девальвация российского рубля и других валют большинства стран региона в конце 2014-начале 2015 годов, усилили девальвационные ожидания в отношении тенге, что привело к росту долларизации банковского сектора Казахстана и, как результат, – к дефициту ликвидности и повышению ставок по депозитам в национальной валюте. С начала 2014 года доля депозитов в долларах выросла до 55% с 37%.

Качество активов банков будет оставаться под давлением из-за снижения темпов роста экономики, инвестиционной активности, а также замедления банковского кредитования, а ожидаемая нами девальвация тенге до конца следующего года остается фактором риска для банковской системы, так как порядка 30% всех кредитов выданы в иностранной валюте, а большая часть таких заемщиков не имеет валютной выручки.

-Сообщалось, что «Тинькофф банк» «пожертвовал прибылью в связи с необходимостью нарастить подушку ликвидности и «чрезвычайной нестабильностью курсов валют». Насколько риски по неликвидности отразились и будут отражаться во втором полугодии?

Петр Паклин (младший вице-президент - аналитик): В связи с предстоящим погашением Еврооблигаций на $250 млн в сентябре 2015 года. "Тинькофф банк" начал наращивать подушку ликвидности в первом квартале этого года. Основным инструментом стало привлечения клиентских депозитов, которые увеличились на 27% до 55.2 млрд рублей за указанный период. В результате, с одной стороны, банк нарастил ликвидные средства до 21% активов по состоянию на 31 марта 2015 года, с другой, - понес высокие процентные расходы из-за повышенных процентных ставок и увеличившейся базы депозитов. Как следствие, квартальный финансовый результат оказался негативным впервые за последние 5 лет. Ввиду общего снижения процентных ставок, в том числе, по пополняемым вкладам, давление на процентную маржу должно ослабнуть во втором полугодии. С точки зрения ликвидности банк готов к предстоящим погашениям, о чем также свидетельствует недавний выкуп собственных Евробондов на $80 млн, а также накопленная подушка ликвидных средств.

- Центральный банк России решил бороться со сверхдоходностью вкладчиков. «Нынешняя система работы очень мягкая, лояльная. Наши банкиры привыкли, вступая в диалог с регулятором, долго объяснять свои резоны. А резоны банкиров часто бывают умозрительны. К сожалению, это часто приводит к тому, что вкладчики и кредиторы оказываются в неприятном положении», – заявил первый зампред ЦБ Алексей Симановский. Зачем регулятору ограничивать рынок вкладов? Как это может отразиться на уровне капитализации банков?

Ольга Ульянова: Действительно, по последним данным ЦБ РФ, на сегодня порядка 60 российских банков находятся под ограничениями либо по ставкам, либо – по объемам привлечения вкладов, наложенными регулятором. Ограничивая – с помощью общего банковского регулирования или же прямыми указаниями в адрес конкретных банков - доходность по вкладам, ЦБ, как мы понимаем, ставит целью не ограничение рынка вкладов вообще. Центральный банк стремится ограничить наращивание вкладов банками, занимающимися высокорисковой деятельностью или же использующими данные ресурсы в недобросовестных целях (кредитование собственников этих банков, вывод средств за рубеж и пр.). В конечном итоге, регулятор стремится защитить ресурсы системы страхования вкладов, которые, как мы знаем, существенно сократились на фоне участившихся фактов отзыва лицензий у слабых или недобросовестных игроков (так, в 2014 году ЦБ РФ отозвал лицензии у 72-х банков и 13 небанковских кредитных организаций, в то время как в 2013 году количество лицензированных финансовых учреждений сократилось всего на 33 игрока; помимо этого – в отношении 12-ти российских банков в 2014 был начат процесс санации).

- И как это может повлиять на темпы роста кредитования в банкинге?

Ольга Ульянова: Гораздо большее влияние на общую динамику кредитного портфеля российских банков будут оказывать более глобальные факторы – такие, как динамика ВВП, ключевая ставка ЦБ РФ, колебания валютных курсов, наконец - государственная политика по улучшению общего инвестиционного климата, и, в частности, - условий ведения бизнеса малыми и средними частными предприятиями. Естественно, достаточность капитала банковской системы тоже не следует сбрасывать со счетов, когда мы оцениваем перспективы роста кредитных портфелей банков, но реализуемая сейчас программа правительства по докапитализации крупных игроков за счет специально выпущенных ОФЗ частично снимает это ограничение. В целом, мы ожидаем лишь очень умеренного роста кредитования в банковском секторе в ближайшие год-полтора, на уровне около 10% в год.

Что будет с казахстанским банкингом?

18 мая Moody's Investors Service опубликовали обзор по казахстанскому банкингу. Эксперты не изменили прогноз по банковской системе Казахстана на уровне "негативный", прогноз остался на этом уровне с 2008 года.

Базовым сценарием прогноза Moody's на период 12-18 месяцев являет 20-процентная девальвация тенге к концу 2016 года, что сделает обслуживание долга намного сложнее для кредитного портфеля системы, 30% которого в иностранной валюте.

"Может возникнуть дальнейшее давление на коэффициенты достаточности капитала от девальвации тенге, в то время как мы ожидаем, что кредитные расходы банков в 2015 году могут вырасти чуть более чем в два раза с 1,5% валовых кредитов, представленных в 2014 году. Рентабельность предварительных провизий будет негативно сказываться на повышении стоимости фондирования за счет повышения процентных ставок и недавнего сдвига в пользу валютных депозитов", - указано в обзоре.

"В операционной среде банков, снижение цен на нефть и резкий экономический спад в других странах в регионе СНГ будут иметь постепенное влияние на производительность банков, с прогнозом роста ВВП на 1,5% в 2015 году, при том как низкие государственные и корпоративные расходы влияют на все домохозяйства, объемы погашения, ограничения спроса на кредиты и болезненность секторов, таких как торговля, строительство и недвижимость", - сообщил Семен Исаков из Moody's.

"Мы также считаем, что вероятность того, что качество активов в настоящее время будет ухудшаться, хотя в целом соотношение NPL, скорее всего, будет иметь тренд вниз после недавнего изменения в отечественном налоговом законодательстве, что поощряет банки списывать устаревшие NPL. Что касается формирования новых проблемных кредитов, снижения доступности потребительских кредитов после периода бурного роста, который опережал доходы, будет означать, что розничный сегмент будет испытывать особенно давление. Девальвация валюты улучшит конкурентоспособность заемщиков по отношению к импорту, но в целом, безусловно, станет сложнее обслуживать валютные кредиты, которые в основном не застрахованы", - добавил аналитик.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю