Операторы начинают конкурировать с банками

21.01.2016

Источник: Капитал.kz

Казахстанские сотовые компании начинают выходить на рынок мобильных платежей. Однако для того чтобы этот сегмент развивался эффективно, необходимо достигнуть кросс-индустриального взаимопонимания, договоренности о развитии мобильных платежей между всеми участниками этого рынка: операторами связи, банками, онлайн-ретейлерами, сервисами и процессинговыми компаниями. Пока такого соглашения нет.

«Сейчас рынок достаточно разрознен, кросс-индустриальных договоренностей нет, есть только между отдельными игроками. Думаю, в первую очередь все ориентируются на клиента и на выгодность того или иного вида платежей для себя», – говорит Алексей Ли, директор по развитию сервиса покупки авиабилетов Aviata.kz.

На нашем рынке развивать такие услуги будет сложнее из-за высокой конкуренции с карточным сервисом, по которому цена транзакции ниже.

Напомним, недавно «Beeline Казахстан» предоставил своим абонентам возможность оплачивать со счета телефона некоторые виды услуг, в том числе переводы на счета других операторов. «Сейчас мы работаем над проектом, который позволит абонентам обналичивать средства баланса мобильного телефона», – рассказывает Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям Beeline в Казахстане. Сейчас сервис запущен в партнерстве с независимой системой электронных денег и оплата услуг реализована как раз таким образом, а не через межоператорские договоренности.

«Кселл» также в ближайшее время будет готов предложить своим абонентам мобильные финансовые сервисы и сейчас, по словам Натальи Еськовой, руководителя отдела коммуникаций АО «Кселл», проводит финальные тесты.

Абоненты «Tele2 Казахстан» также могут рассчитываться с провайдерами услуг полученными бонусами. «Уверен, что на данном этапе мобильные платежи не заменят банковские платежи и услуги. Их сфера применения останется очень узкой – в основном оплата мелких услуг. Абоненты пока не привыкли пополнять баланс сразу на большие суммы, к тому же любой платеж будет означать еще и комиссию за его совершение. Банки пока делают это профессиональнее и удобнее», – считает Олжас Бибанов, руководитель службы по связям с общественностью «Тele2 Казахстан».

По мнению Алексея Ли, казахстанские мобильные операторы предприняли хорошую попытку диверсифицировать бизнес, уходя от заработка только на традиционных каналах дохода, которые стремительно теряют маржинальность (голос, СМС, интернет-пакеты). «Объективно подобные мобильные платежи имеют очень узкую нишу – оплата услуг с маленьким средним чеком, так как в казахстанских реалиях основная масса людей не готова держать на балансе мобильного телефона большие суммы. Однако при правильном подходе этот вид оплаты может стать популярным у людей. Для этого должен быть хороший пул продавцов, готовых принимать подобные платежи. А для этого в свою очередь оператор должен брать с продавцов как можно более низкую комиссию – в идеале не выше 3%, чтобы им было выгодно. В любом случае для развития мобильной коммерции это будет только на пользу.

Люди будут все больше пользоваться мобильными приложениями не только для развлечения, но и для покупок. Прошел некий период психологической адаптации, и люди уже готовы переходить к такому взаимодействию. «Даже на примере Aviata.kz мы видим, что количество покупок с мобильных устройств уже стало выше количества покупок с ноутбуков и компьютеров. И это новая реальность, а не прогнозы», – говорит Алексей Ли.

По данным Forrester Research, к 2017 году 30% всех пользователей сотовой связи в Европе будут мобильными покупателями, а сегмент мобильной коммерции будет генерировать 6,8% всех онлайн-продаж.

Например, в некоторых африканских странах, Пакистане и Индии операторы активно работают в этом сегменте и занимают нишу денежных переводов и оплаты услуг. А в США даже создан союз операторов платежных сервисов и провайдеров мобильной связи для выработки общих правил и канонов развития рынка мобильной коммерции.

Виктория Говоркова
Возврат к списку новостей

Рекламодателю