Ослабление тенге, падение акций КМГ и снижение налогов: к чему приведет кризис вокруг КТК

01.12.2025

Источник: Inbusiness

Последствия оцениваются исходя из того, что через КТК транспортируется 80% экспорта казахстанской нефти.  

Эксперты нефтегазового рынка оценили последствия для Казахстана атаки на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в акватории морского порта Новороссийска, сообщает inbusiness. kz.

Ранее сообщалось, что в результате атаки 29 ноября выносное причальное устройство ВПУ-2 морского терминала КТК получило значительные повреждения и выведено из строя до завершения ремонта. Погрузочные операции на терминале были немедленно прекращены.

Казахстан перенаправил экспортные объемы нефти на альтернативные маршруты для сохранения темпов добычи на крупных месторождениях страны, сообщило минэнерго РК.

Ранее, 25 ноября 2025 года, в результате ночного удара БПЛА был поврежден административный корпус морского терминала КТК под Новороссийском. Грузовые операции у ВПУ приостанавливались.

"КТК стал монопольным коридором"

Аналитик Абзал Нарымбетов в своем Telegram-канале Energy Analytics отметил, что остановка части мощностей КТК из-за атаки морских беспилотников – лишь очередное напоминание о том, насколько уязвима экспортная инфраструктура Казахстана.

"На морском терминале выведено из строя ВПУ-3, ВПУ-2 уже как две недели в ремонте. Скорее всего, страна фактически перешла на работу через единственное ВПУ-1, что моментально создает риски для отгрузки и добычи. Но главный вопрос – как мы вообще оказались в ситуации, когда одна инфраструктурная цепочка критична для 80% экспорта нефти страны? " – отмечает Абзал Нарымбетов.

Он приводит цифры, согласно которым за последние 11 лет доля КТК в экспорте казахстанской нефти выросла с 40% до 80%. Так, в 2013-м эта доля составляла 40%, в 2016-м – 66%, в 2019-м – 76%, в 2021-м – 81% и в 2024-м – 80%.

Таким образом, отмечает эксперт, "КТК стал практически монопольным коридором, через который идет рост добычи и валютной выручки".

Он констатирует, что за последние 3-3,5 года были лишь формальные заявления о работе по формированию альтернативных маршрутов для диверсификации экспортных поставок казахстанской нефти, но в реальности никакого прорыва в этом вопросе нет.

Хотя ситуация, отмечает Абзал Нарымбетов, требовала обратного:

после 2022 года рынок, логистика и геополитика резко изменились;
несколько остановок КТК показали необходимость резервных мощностей;
обсуждения "альтернативы через Каспий" так и остались обсуждениями;
проекты в направлении Баку или Китая не получили тех объемов, которые могли бы снизить риски.
"Сегодняшний инцидент – это не проблема КТК. Это проблема стратегии. Система показала свою уязвимость снова. Каждый раз, когда КТК сталкивается с форс-мажором – техническим, геополитическим или теперь уже военным, Казахстан вынужден "экстренно перенаправлять объемы". Но перенаправлять их некуда, потому что альтернативные маршруты не были расширены заранее", – указывает аналитик.

Он приводит меры, которые необходимо предпринять Казахстану, чтобы не оказываться в ситуации, угрожающей экспорту нефти.

Системная долгосрочная программа диверсификации, по его мнению, должна включать: расширение каспийской логистики, устойчивый коридор через Баку – Тбилиси – Джейхан, усиление восточного направления, гибридная танкерно-трубопроводная модель.

Перезагрузка нефтегазовой отрасли

Эксперт Олжас Байдильдинов отмечает, что еще три года назад президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал своевременное и дальновидное поручение нацкомпании "КазМунайГаз" – рассмотреть вопрос строительства в Атырауской области крупного нефтехранилища с учетом экологических требований. Если бы это поручение было бы выполнено, то нефтехранилище было бы уже построено и оно "позволило бы менее болезненно пройти сложившуюся ситуацию с атакой на КТК", пишет эксперт в своем Telegram-канале.

"Минэнерго и КМГ после "анализа" отписались, что строительство нефтехранилищ экономически нецелесообразно и проще не выполнять поручение президента, а снижать добычу нефти. Есть у госаппарата плохое качество заволокичивать и "нецелесообразнить" правильные поручения президента. Даже не буду перечислять фамилии – все эти руководители были тогда и в минэнерго, и в КМГ, за это время меняясь локациями в пределах Левого берега Астаны", – отметил Олжас Байдильдинов.

Он не исключает, что "скинуться" на предстоящее снижение добычи предложат не только "китам", но и частным нефтедобывающим организациям (НДО), входящим в ассоциацию PetroMining.

"В таком случае урон от снижения добычи и экспорта нефти понесут в том числе "некитовые" компании, которые и так испытывают затруднения из-за нерентабельных поставок на внутренний рынок и регулирования квот на экспорт. В целом ситуация с КТК может перезагрузить персонально и институционально нефтегазовую отрасль. Считаю, что частные казахстанские НДО не должны "страдать" от ситуации с КТК, а снижение добычи должно происходить за счет крупных иностранных проектов, с которых Казахстан и так получает не много налогов", – считает эксперт.

Он также прогнозирует, что ситуация с КТК может спровоцировать ослабление курса тенге по отношению к доллару: в первом квартале 2026 года – до 540-550 тенге, к концу 2026 года – до 600-610 тенге.

Байдильдинов отмечает, что теоретически в течение 3-6 месяцев Казахстан может наладить "выпадающие" из-за ситуации с КТК экспортные поставки нефти в КНР и через Каспий, но это будет дороже.

Уже в первый рабочий день после атаки на КТК, по прогнозам эксперта, стоимость акций нацкомпании "КазМунайГаз" рухнет на 5-7%.

"КМГ получает дивиденды от Тенгиза – это самые крупные поступления, а у них выручка и чистый доход из-за атак на КТК упадут. В теории, если проблема не решится весной 2026 года, полагаю, нацкомпания может не выплатить дивиденды, ибо свободный денежный поток снизится, а впереди еще нужно финансировать крупные проекты. (...) Налоговые поступления и платежи в Нацфонд за декабрь-июнь могут снизиться примерно на 1 млрд  долларов: 500 млн – упущенная выгода в месяц, около 30% из них – налоги и Нацфонд). 1 млрд долларов – это стоимость более 120 школ", – пишет Байдильдинов.

Также он ожидает, что международные кредитные агентства могут понизить суверенные рейтинги Казахстана или изменить прогноз по ним, в итоге зарубежные заимствования для страны станут дороже.

"Гипотетически: долгосрочное негативное влияние снижения экспорта нефти и валютных поступлений может быть зашито в ковенанты по долговым обязательствам. Кредиторы могут требовать ускоренного возврата займов. Могут на некоторый процент подорожать грузовые железнодорожные перевозки и товары, так как нефтяники могут и будут предлагать более высокие ставки на локомотивы/пути, что приведет к повышенному спросу и росту цен на перевозки", – считает эксперт.

Он добавил, что атака КТК – это не только удар по экономике Казахстана, но и, возможно, по политическим планам, в частности, касательно проведения референдума и парламентских выборов.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю