18.05.2015
Источник:
Финансовый журнал LS
Национальный банк Казахстана опубликовал план развития денежно-кредитной политики до 2020 года, который определяет принципы введения инфляционного таргетирования. Директор департамента исследований Halyk Finance Сабит Хакимжанов оценил, что будет с экономикой Казахстана после принятия плана, передает LS.
- Сабит, какой эффект на экономику страны может оказать переход на инфляционное таргетирование?
— В первую очередь, мы получим более гибкую денежно-кредитную политику с плавающим и волатильным обменным курсом со стабильными и предсказуемыми процентными ставками. При этом будет низкая инфляция, позволяющая экономике быстро приспосабливаться к внешним шокам, стабилизирует конкурентоспособность производителей. Сейчас при фиксированном курсе денежно-кредитная политика предельно процикличная. То есть она способствует возникновению пузырей на фазе роста и усугубляет влияние внешних шоков на экономику Казахстана. В таком положении проводить диверсификацию экономики невозможно. Что касается перехода на инфляционное таргетирование, я считаю, что это не только изменение мандата в сторону контроля инфляции. Это в целом реформа того, как проводится денежно-кредитная политика у нас в стране.
- На переходном этапе Нацбанк планирует придерживаться режима валютного коридора. При этом будет допускаться более гибкий обменный курс. Однако в случае наступления валютных шоков приоритетом будет обеспечение стабильности на финрынке. В случае резкого ослабления тенге насколько выполним данный пункт?
— Ослабление тенге нужно не для того, чтобы удержать инфляцию на низком уровне, а для того чтобы не запустить процессы, которые приведут к дефляции. Это очень болезненные процессы — закрытие предприятий малого и среднего бизнеса и рост безработицы. Корректировка нацвалюты позволит привести наши тенговые зарплаты в соответствии с нашими долларовыми доходами. Переоцененный тенге создает иллюзию того, что ничего не произошло. Казахстанцы продолжают потреблять, тратить сбережения, когда нужно экономить, как это давно уже делают россияне.
- Насколько достижимы цели Нацбанка по обеспечению стабильности нацвалюты и сдерживанию инфляции?
— Я считаю, что они вполне достижимы. Но Нацбанк в одиночку этих проблем не решит. Нужно понимание необходимости этой реформы на уровне всего общества: в первую очередь правительства, поддержка со стороны фискальной политики, либерализация ценообразования, реформа тарифного регулирования и в целом отход от административно-командных методов управления экономикой.
- Каким образом новая политика Нацбанка, по вашему мнению, будет гармонизирована с законами стран-участниц ЕАЭС?
— Нет никакой необходимости гармонизировать денежно-кредитную политику или координировать ее каким-либо образом на наднациональном уровне. Но с точки зрения интеграции в глобальную экономику принятие подобного плана — безусловно положительный шаг. Недавние попытки ввести торговые барьеры на границе с Россией были связаны как раз с защитой курса тенге, снижения потерь резервов. При переходе на плавающий курс мотивация ограничивать торговлю с Россией исчезнет, по крайней мере со стороны денежно-кредитной политики.
Ирина ЯРУНИНА