Триллион пенсионных тенге на экономику: кто больше?

09.11.2015

Источник: Капитал.kz

Один триллион тенге из Единого накопительного пенсионного фонда может стать только первым траншем для кредитования отечественной экономики. О таком возможном развитии сценария директор макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz. По мнению экономиста, если цена на нефть не начнет расти в ближайшие годы, государство вновь будет вынуждено питаться за счет средств ЕНПФ.

Олжас Худайбергенов напомнил, каким образом будет распределена сумма в первый триллион пенсионных тенге. 400 миллиардов тенге уйдут на финансирование дефицита бюджета, 600 миллиардов – на долгосрочные инвестиционные проекты посредством госкомпаний или банков.

«Сперва поговорим о сумме в 400 миллиардов тенге. Когда речь идет о финансировании дефицита бюджета, пенсионный фонд покупает государственные ценные бумаги и таким образом деньги идут в бюджет. Когда были частные пенсионные фонды, доля государственных ценных бумаг составляла 50%, сейчас она снизилась до 45% и если на это потратят 400 миллиардов тенге, скорее всего, этот показатель снова вырастет до 50%. Это обычная практика. Что касается 600 миллиардов тенге, здесь тоже ничего нового нет. До этого пенсионный фонд приходящие средства постоянно вкладывал в экономику, в акции компаний, в облигации банков, либо размещал на депозитах. Тут вопрос лишь в том, как пройдут эти деньги – через госкомпании или банки», – говорит экономист.

Перекладывание средств из одного кармана в другой – в этом и сущность пенсионной системы, объясняет Олжас Худайбергенов. По подсчетам эксперта, в 2016 году в ЕНПФ поступит порядка 800 миллиардов тенге, и эта сумма также будет потрачена на покупку ГЦБ, облигаций и на депозиты. Другой вопрос, если финансовый кризис затянется. При нынешней или еще более низкой цене на нефть ЕНПФ будет вынужден увеличить свои траты на поддержание казахстанской экономики.

«Если речь идет о том, что доля ГЦБ будет расти, с 50% до 55-60-70%, а такое возможно, если кризис продлится, скажем, до 2020 года, а цены на нефть за данный период не вырастут, то теоретически возможно, что государство будет наращивать объем продаж ГЦБ пенсионному фонду. Другими словами, все зависит от цены на нефть», – считает Олжас Худайбергенов.

В целом причиной ажиотажа вокруг триллиона тенге экономист обозначает так называемый имиджевый ход, предпринятый для того, чтобы продемонстрировать населению, куда уходят их накопления. Данная практика для ЕНПФ традиционная, так же как и то, что фонд и его вкладчики получат вознаграждение от выделенной суммы. По прогнозам Олжаса Худайбергенова, по ГЦБ данный показатель составит 8%, по депозитам в банках – 9%, средства, потраченные на покупку облигаций госкомпаний, по предварительным подсчетам, принесут доход в 9-10%.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю