Развитие криптоиндустрии в Казахстане: прошлое, настоящее и будущее

10.05.2023

Источник: Forbes Kazakhstan

С началом развития криптоиндустрии, включающей в себя криптовалюту, криптобиржи, майнинг, цифровые кошельки и другие технологии, общество поделилось на два лагеря

Два лагеря

Первый лагерь представлен приверженцами традиционных и классических финансов, которые скептически и порой негативно относятся к этой новой индустрии. Недоверие вызывают такие факторы, как сильная и непредсказуемая волатильность; отсутствие централизованного регулирования; случаи использования криптовалют в незаконных операциях; отсутствие реальной стоимости, которая спекулятивно формируется в зависимости от баланса спроса и предложений, и другие. Один из ярких представителей этого лагеря – гуру финансового рынка Уоррен Баффет в своем интервью каналу CNBC в 2020 году сказал, что ценность криптовалюты равна нулю. Несмотря на это, цена на крипту продолжала расти, пока в 2022 году не наступила так называемая «криптозима», которая привела к снижению цены и интереса к криптовалютам. В этот период мы также увидели крах одной из крупнейших криптобирж в мире – FTX.

Представители второго лагеря, наоборот, видят перспективы и будущее. Особая привлекательность криптовалюты состоит в децентрализованности, низкой комиссии, высокой скорости транзакций, ограниченном количестве (к примеру, количество биткоинов не превысит 21 млн штук), возможности использования криптовалют для сохранения своих средств при сильном изменении курса национальных валют или как инструмента для инвестиции. Активное использование криптовалют крупными компаниями, инвестиционными фондами (к примеру, Pay Pal, Tesla, Black Rock, Expedia, KFC, Subway, Microsoft, Starbucks) сегодня лишь подтверждает это.

В Казахстане развитие криптоиндустрии, которое началось в 2018 году, можно характеризовать так: от туманных перспектив до создания работающей регуляторной песочницы в рамках МФЦА и принятия закона, регулирующего цифровые активы.

Развитие регулирования: юрисдикция Казахстана vs юрисдикция МФЦА

Процесс легализации криптовалюты и деятельности криптобирж в МФЦА начался в 2018 году. Среди ключевых нововведений того времени можно отметить выделение криптовалюты в качестве самостоятельного объекта обращения и связанной с ней деятельности в отдельный вид рыночных операций, появление возможности создания криптобирж, введение конкретных требований по обеспечению прозрачности, проверке участников, принятию внутренних политик и т. д. В рамках дальнейшего развития уточнялись лимиты на покупку криптовалюты для розничных клиентов (к примеру, от $1 тыс. до $100 тыс. в определенный период в зависимости от наличия или отсутствия подтвержденных доходов, активов).

В это же время Национальный банк Казахстана, наоборот, ужесточает регулирование, устанавливая ограничения на операции с криптой, вводя запрет на вовлечение банков в операции в Казахстане, связанные с криптовалютами, и т. д.

Смягчение законодательства и позиции регуляторов в Казахстане происходит только в 2020 году. К примеру, вводятся понятия «цифровые активы» и «майнинг», криптовалюты рассматриваться в качестве необеспеченных цифровых активов и получают статус имущества, хотя всё еще не являются средством платежа и оборот остается запрещенным. При этом майнинг выводится из серой и ранее не регулируемой зоны в разряд законной деятельности.

Реальные перспективы

Процесс гармонизации законодательства логически приводит к принятию конституционного закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы РК» от 30 декабря 2022 года, в рамках которого вносятся изменения в основополагающий закон «О Международном финансовом центре «Астана». Поправки максимально устраняют коллизии между регулированием в МФЦА и в Казахстане. Так, вопросы криптоиндустрии (вопросы отчетности, порядок и механизмы взаимодействия бирж с банками и т. п.) теперь регулируются совместно на основании актов МФЦА по согласованию с Национальным банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка. При этом требования к биржам и порядок их лицензирования в МФЦА определяются исключительно актами МФЦА. Выпуск и оборот криптовалют, а также деятельность криптобирж разрешаются только на территории МФЦА.

Лица, осуществляющие деятельность по выпуску, организации торгов, предоставлению услуг по обмену цифровых активов на деньги (иное имущество), теперь отнесены к субъектам финансового мониторинга. Таким образом, криптобиржи и иные соответствующие участники МФЦА обязаны представлять сведения о проведенных резидентами операциях на криптобиржах и выплаченных вознаграждениях резидентам и нерезидентам от осуществления деятельности в налоговый орган. Изменения коснулись и вопроса налогообложения криптобирж. Теперь они, как другие участники МФЦА, оказывающие финансовые услуги, не освобождаются от уплаты корпоративного подоходного налога по доходам до 1 января 2066 года.

Самым знаковым событием 2022 года, наверное, можно назвать запуск пилотного проекта по взаимодействию криптобирж МФЦА и банков Казахстана. В рамках данного пилотного проекта допускаются операции с криптовалютами на криптобирже в МФЦА с возможностью обмена их на деньги, с открытием банковских счетов для криптобирж и участников МФЦА. У банков Казахстана появляется возможность работы с криптобиржами и иными участниками МФЦА, осуществляющими деятельность, связанную с цифровыми активами. В пилотном проекте участвуют пять казахстанских банков (Freedom, Халык, Евразийский, Altyn и Нурбанк) и три криптобиржи МФЦА (Intebix (Biteeu), ATAIX и Binance). Биржа Intebix и Евразийский банк даже уже объявили о планах по выпуску криптокарты.

Что касается закона о цифровых активах, вступившего в силу 1 апреля 2023 года, он преимущественно регулирует вопросы майнинга в Казахстане.

Так, деятельность по цифровому майнингу на территории Казахстана теперь возможна только на основании лицензий (два вида лицензий – для тех, кто имеет в собственности центры обработки данных, и для тех, кто не имеет в собственности подобный актив) и может осуществляться цифровыми майнерами исключительно через цифровой майнинговый пул и с использованием центра обработки данных, которые должны располагаться в производственном здании вне территории жилой зоны. Майнерам запрещается осуществление иной деятельности, приобретение долей участия в уставных капиталах или акций юридических лиц, создание и участие в деятельности некоммерческих организаций (кроме членства в саморегулируемой организации и Национальной палате предпринимателей).

Касательно цифровых майнинговых пулов (т. е. объединение мощностей майнеров для цифрового майнинга), их деятельность допускается после аккредитации при соблюдении обязательных условий (к примеру, нахождение на территории Казахстана, соответствие требованиям информационной безопасности и т. п.). Закон также регулирует вопросы представления ими сведений в уполномоченный орган, распределение между цифровыми майнерами цифровых активов, полученных в результате их деятельности, и т. д.

Изменения также коснулись налогообложения майнинга. В 2022 году введен налог на майнинг – плата в размере 1 тенге за 1 кВт⋅ч электроэнергии, потребляемой при майнинге (с 2023 года ставка платы зависит от цены электроэнергии – от 1 до 25 тенге).

Также с 1 января 2024 года до 1 января 2025 года не менее 50% цифровых активов, полученных в результате майнинга на территории Казахстана, подлежат обязательной продаже на криптобирже, имеющей лицензию в МФЦА. С 1 января 2025 года указанный минимальный порог увеличивается до 75%.

Отрицать стремительное развитие криптоиндустрии и связанных с ней новых технологий сегодня уже нельзя. Все эти новые отрасли и технологии имеют свою ценность, и вопрос здесь стоит ребром: если не будем развиваться в этом направлении, то рискуем остаться на задворках экономического прогресса. Поэтому заинтересованность в развитии криптоиндустрии в Казахстане, смягчение позиции регуляторов, переход от саморегулирования к постепенному «мягкому» регулированию данной отрасли с учетом существующих рисков, безусловно, является естественным и, на наш взгляд, правильным подходом. Большую роль в этом процессе будут играть не только регуляторы, но в первую очередь основные стейкхолдеры данной отрасли.

Акылбек Кусаинов , партнер юридической фирмы «Zan Hub»

Ильмира Юлдашева, советник юридической фирмы «Zan Hub»
Возврат к списку новостей
Рекламодателю