06.04.2015
Источник:
Forbes Kazakhstan
Именно такое чувство вызвал у финансиста Мурата Темирханова проект нового плана развития Регионального финансового центра в Алматы (РФЦА), разработанный Нацбанком.
Президент Казахстана в ходе съезда партии «Нур Отан» 11 марта выдвинул ряд институциональных реформ. В частности, он отметил: «Процесс создания финансового центра в Алматы очень затянулся. Он должен обрести сейчас новую динамику. Надо создать специальный статус Алматы с собственным законодательством для бизнеса, как это сделали в Дубае и других странах».
По всей видимости, Нацбанк ранее работал в этом направлении, поскольку уже 31 марта проект плана развития РФЦА на 117 страницах был разослан финансовым организациям для комментариев. Комментарии были подготовлены и отправлены, однако я решил публично обсудить развитие РФЦА, поскольку этот процесс является ярчайшим примером системной проблемы правительства и Нацбанка, которую, по моему мнению, можно охарактеризовать как коллективную безответственность.
Кто старое помянет…
Новый план развития РФЦА сходу удивил тем, что в нем не было никакого анализа причин практически полного невыполнения старого плана. 30 января 2009 премьер-министр Карим Масимов постановлением правительства утвердил «План развития регионального финансового центра города Алматы до 2015 года». С той поры прошло более 6 лет, и как раз наступило время подвести итоги.
Но правительство и Нацбанк опять начали строить новые планы без критического анализа выполнения старых. Ниже я постараюсь восполнить этот пробел. Также выскажу своё мнение о том, почему с текущими подходами к этому делу наши власти никогда не смогут создать РФЦА, который будет интересен иностранным инвесторам и эмитентам.
Ключ к созданию РФЦА – развитый местный рынок ценных бумаг
В новом плане особо отмечается: «Развитие местных рынков капитала является стратегическим направлением, успешная реализация которого критична для РФЦА». Абсолютно верное заключение. Без развитого местного рынка ценных бумаг (РЦБ) на РФЦА невозможно будет привлечь иностранцев.
Однако, с точки зрения развития рынка капитала в Казахстане, задачи нового плана не сильно отличаются от старого. При этом прежний план по всем ключевым задачам развития РЦБ был практически провален. В связи с этим не понятно, как Нацбанк и правительство собираются выполнить новый план, если те же самые задачи старого плана не были выполнены, а по некоторым даже было сильное ухудшение. Причем произошло оно по вине названных госорганов.
Давайте подробнее остановимся на ключевых индикаторах и задачах старого плана, которые не были выполнены.
В новом плане Нацбанка отмечается, что Казахстанская фондовая биржа (KASE) использует цифры рыночной капитализации в 11,5% и 12% от ВВП акционерного и долгового капитала, соответственно, с учетом размещения этих инструментов на иностранных площадках, в то время как реальная капитализация акционерного и долгового капитала, размещенного на KASE, составляет около 1% от ВВП в обоих случаях. То есть ситуация на KASE с корпоративными ЦБ просто катастрофическая, и она резко ухудшилась по сравнению с предкризисными уровнями в 2008. Очевидно, что в такой ситуации невозможно создать действующий РФЦА, и никакой «специальный статус Алматы с собственным законодательством» не сделает его привлекательным для иностранных инвесторов и эмитентов.
Провал в выводе госкомпаний на фондовый рынок
Это была ключевая задача старого плана. В соответствии с ней планировалось, что минимальные объемы ежегодного вывода ценных бумаг компаний, входящих в состав АО «ФНБ Самрук-Қазына», будет «на уровне не ниже 2-3 миллиардов долларов США, для обеспечения устойчивой капитализации рынка в период его становления до 2015 года и существенного повышения уровня ликвидности рынка». То есть за 6 лет на KASE должно было бы размещено ценных бумаг в сумму как минимум на $12 млрд. Однако на биржу были выведены акции только двух компаний на сумму около $300 млн (выполнение плана на 2,5%).
Что называется, почувствуйте разницу. Будь эти планы выполнены хотя бы на 50%, ситуация на бирже была бы кардинально другой. И скорее всего на сегодня в Алматы было бы уже достаточно иностранных компаний, заинтересованных в работе на РФЦА.
Также в старом плане предполагалось, что национальные компании и институты развития должны привлекать финансирование для своей деятельности на рыночных условиях, путем выпуска и размещения своих облигаций на отечественном РЦБ. С учетом этого планировалось постепенно снизить возможности бюджетного финансирования компаний и обеспечить равные условия на рынке фондирования для всех его участников, включая государство! С точки зрения структурных реформ, это очень важная задача, но и она не была выполнена. Хуже того, сегодня у нас сейчас равных условий – то есть нормальных рыночных отношений - на этом рынке нет.
Интересно, что нынешние премьер-министр и глава Нацбанка стояли у истоков старого плана развития РФЦА и в течение всего срока его исполнения именно в их руках находились все рычаги, чтобы ускорить вывод госкомпаний на фондовый рынок. Теперь, провалив старый план, они так же, как и 6 лет назад, разрабатывают новый план, с не менее выдающимися цифрами. И опять от них же будет зависеть выполнение этого плана!
Для понимания глубины проблемы рассмотрим еще несколько невыполненных задач старого плана.
Прочие задачи старого плана
Развитие рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ). Развитие рынка ГЦБ в прежнем документе планировалось для формирования эффективного рынка ценных бумаг и повышения его ликвидности, развития внутреннего рынка долговых инструментов, снижения инвестиционных рисков коллективных инвесторов, а также для формирования реалистичной кривой доходности по ГЦБ. Эта задача за 6 лет так и не была выполнена и практически один в один перекочевала в новый план.
Выпуск инфраструктурных облигаций и совершенствование механизма государственно-частного партнерства. С учетом высокой потребности Казахстана в реализации целого ряда инфраструктурных проектов, планировался рост выпуска инфраструктурных облигаций на KASE. Также предлагалось применить практику предоставления государственных поручительств (гарантий) по корпоративным облигациям, выпускаемым в целях финансирования проектов ГЧП. Планировалось, что будет организовано сотрудничество с международными финансовыми организациями (ЕБРР, МВФ и др.) и иностранными компаниями с целью их вовлечения в финансирование этих проектов через биржу. Все эти задачи были полностью не выполнены, и они также просто перешли из старого плана в новый.
Развитие базы отечественных и иностранных инвесторов. В прежнем документе предполагалось финансировать экономику через инструменты фондового рынка с привлечением трех источников инвестиций - внутренних институциональных, внутренних индивидуальных и иностранных инвесторов. При этом правительство и Нацбанк катастрофически ухудшили ситуацию по развитию институциональных инвесторов, объединив частные НПФ в один государственный ЕНПФ. Как отмечается уже в новом плане, «на данный момент сектор компаний по управлению активами консолидирован государством, частично или полностью контролирующим более 95% всех активов индустрии».
Список проваленных задач гораздо шире, и я специально прописал ссылку на старый план, чтобы вы смогли ознакомиться со всеми его задачами. Однако проблемы, мешающие развитию РФЦА и рынка капитала в целом, гораздо шире, чем они указаны в плане. Остановимся на некоторых моментах.
Коллективная безответственность
Это, наверное, самая главная проблема всех стратегических документов, разрабатываемых правительством. Задачи старого плана по развитию РФЦА и рынка капитала не были выполнены, и никто не понес за это ответственности. В новом плане персональная ответственность также размыта.
Поскольку только у правительства есть реальные возможности по стимулированию развития РЦБ, то в новом плане должна быть четко прописана его ответственность. Непосредственно за программу развития РЦБ должен отвечать либо сам премьер, либо его заместитель, курирующий вывод госкомпаний на фондовый рынок. У него должен быть личный ежегодный план в денежном выражении (как по акциям, так и по долговым бумагам), который он обязан выполнять и в случае невыполнения должен быть жестко наказан. Как вы думаете, это сработает? Или перерастет уже в персональную безответственность?
В этом же контексте хотелось бы отметить вот что. На расширенном заседании правительства 11 февраля прошлого года глава государства поручил: «До 2020 года доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП». Нынешняя программа приватизации даже близко не приведет к такому сокращению к 2020. Здесь явное невыполнение поручения президента. Если мы хотим реального развития РФЦА, то нужно пересмотреть эту программу в сторону увеличения объема приватизации и максимального её осуществления через KASE. Также необходимо трансформировать «Народное IPO» в просто IPO, разрешив покупать акции бизнесу, профучастникам рынка и любым иностранным инвесторам.
Доверие к национальной валюте
В новом плане большое внимание уделяется развитию долгового рынка капитала (государственные и корпоративные облигации). Однако в документе нет понимания того, что это невозможно без доверия к национальной валюте со стороны населения, бизнеса и иностранных инвесторов. Никто не будет вкладывать в долгосрочные долговые инструменты в тенге, поскольку к нему нет доверия из-за регулярных, неожиданных и искусственных девальваций.
Для возврата доверия необходима рыночная прозрачная денежно-кредитная политика. Прежде всего имеется ввиду переход на инфляционное таргетирование. Это означает, что Нацбанк должен будет ввести новые инструменты денежного рынка, активизировать свои операции и операции других участников на открытом рынке. Он должен будет начать рыночным способом управлять процентными ставками денежного рынка для сдерживания инфляции. На сегодня текущая ставка рефинансирования Нацбанка – нерыночная. А без четкого ежедневного индикатора по рыночной процентной ставке на денежном рынке невозможно будет развивать рынок долговых бумаг.
Государственное субсидирование мешает развитию долгового рынка
Необходимо прекратить или изменить схему государственного субсидирования процентных ставок и гарантирования кредитов для бизнеса. В этой ситуации субсидируемые заёмщики никак не заинтересованы в выпуске собственных облигаций на бирже, поскольку рыночные ставки на них будут в разы выше. Чтобы исправить ситуацию, нужно прекратить такое субсидирование, поскольку оно нарушает нормальные рыночные отношения. Либо государство должно субсидировать только процентные ставки по облигациям, размещенным на KASE.
Положительным фактором субсидирования только облигаций станет дальнейшее совершенствование корпоративного управления компаний, обеспечение информационной открытости и прозрачности их деятельности, формирование условий для осуществления их фондирования на рыночных условиях, определение справедливой стоимости ценных бумаг, повышение рыночной конкурентоспособности компаний.
В целом очень важно пересмотреть схему нерыночного финансирования коммерческих государственных и частных компаний за счет бюджета, Нацфонда и ЕНПФ, поскольку это нарушает нормальные рыночные отношения не только на РЦБ, но также и в банковском секторе.
Частные пенсионные фонды
Ну, и в завершение статьи я сделаю самое, наверное, крамольное предложение. Развитие рынка капитала будет крайне затруднено без развитого рынка местных институциональных инвесторов. В новом плане поставлена задача по росту местных и иностранных управляющих компаний «для возможного управления активами Нацфонда и ЕНПФ». Она выглядит очень неубедительно. Нацбанк всегда был против этого. При объединении пенсионных фондов одним из аргументов было снижение расходов по управлению активами. Скорее всего эта задача так и останется невыполненной. В такой ситуации для развития институциональных инвесторов есть только одно кардинальное решение – признать ошибку в объединении частных пенсионных фондов и создать их вновь, разделив и продав ЕНПФ по частям.
Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.
Мурат Темирханов, финансист