03.03.2016
Источник:
РБК
Сокращения добычи нефти и восстановления баланса спроса и предложения недостаточно для повышения цен. Затоваренность хранилищ продолжит давить на котировки как минимум до 2017 года, считают эксперты.
Предложение против спроса
Цены на нефть в ближайшие годы останутся под давлением даже в случае сокращения общемировой добычи. Даже если объемы производства и потребления нефти сбалансируются, это не снимет проблемы затоваренных нефтехранилищ. Необходимость реализовывать эти запасы сохранит избыток предложения. К такому выводу пришли аналитики Bloomberg на основании ожиданий экспертов и прогнозов Международного энергетического агентства (МЭА).
В конце февраля МЭА обнародовало свой среднесрочный прогноз по нефтяному рынку. По подсчетам агентства, в 2014 году превышение мирового предложения над спросом составляло 0,9 млн барр. в сутки, в 2015 году — уже 2 млн барр. МЭА ожидает, что в 2016 году уровень перепроизводства снизится до 1,1 млн барр. в день, и лишь к 2017 году спрос и предложение могут сравняться. В последующие годы, напротив, потребление будет превышать спрос, что вынудит поставщиков распечатать резервы.
Объемы нефтяных резервов снизятся только в 2017 году, ожидает агентство. «В любом случае, если мы не увидим в 2016 году сильного (больше ожидаемого) падения производства в странах вне ОПЕК либо взрывного роста спроса, ждать заметного укрепления цен в краткосрочной перспективе не стоит», — добавляют эксперты МЭА.
Пока что, по данным агентства, в 34 развитых странах, входящих в ОЭСР, совокупный объем нефтяных резервов стабильно растет, обновляя исторические рекорды. К концу декабря этот показатель составил 3,01 млрд барр. Шестая часть этого объема приходится на США: последний еженедельный отчет американского Минэнерго показывает, что коммерческие запасы нефти к концу февраля выросли до 507,6 млн барр. Максимальная вместимость нефтехранилищ США составляет 727 млн барр., в 2014 году, по данным Статистического обзора ВР, среднесуточное потребление в этой стране составило 19 млн барр.
В ОЭСР не входит ряд крупных импортеров нефти, таких как Индия и Китай. Официальный Пекин не публикует регулярных данных о нефтяных резервах, но в декабре власти заявили: только с ноября 2014 года по середину 2015 года страна удвоила свои запасы с 91 млн до 191 млн барр. Среднесуточное потребление нефти в стране в 2014 году составляло 11,4 млн барр.
По данным BP, Индия является четвертым в мире (после США, КНР и Японии) потребителем нефти (3,8 млн барр. в сутки). Еще в 2005 году правительство Индии решило соорудить к 2015 году три нефтехранилища общим объемом 37 млн барр. К началу 2016 года этот проект был почти завершен, но власти уже анонсировали постройку новых мощностей, способных вместить 91 млн барр. К 2020 году Индия планирует иметь достаточно резервов на 90 дней автономного потребления. При текущем уровне спроса это составляет около 350 млн барр.
Предел возможностей
На этой неделе Такаси Цукиока, глава японского нефтеперерабатывающего гиганта Idemitsu Kosan, предупреждал: крупнейшие страны-производители едва ли смогут договориться о снижении добычи. Но даже если спрос и предложение нефти будут вновь сбалансированы, из-за перегруженных нефтехранилищ на восстановление нефтяных цен до уровня хотя бы $40–50 за баррель уйдет не менее года. Дальнейший рост котировок, по его словам, зависит от положения дел в мировой экономике.
Сама Япония (страна — член ОЭСР) является третьим в мире потребителем нефти, практически полностью полагаясь на импорт. В 2014 году в стране добывалось около 16 тыс. барр. нефти ежедневно, потребление при этом составляло 4,3 млн барр. в день. Осенью 2014 года страна обладала свыше 420 млн барр. стратегических запасов (при потенциальной вместимости 900 млн барр.), три четверти которых принадлежит государству и лишь 27% — коммерческим организациям. По данным Moody's на сентябрь 2015 года, накопленные резервы могли обеспечить бесперебойное потребление сырья в течение 70 дней, то есть порядка 300 млн барр.
В Европе и США запасы растут. Ожидая повышения цен, трейдеры скупают дешевую нефть, придерживая ее «до лучших времен» в резервуарах. Из-за этого к началу марта в Роттердаме — крупнейшем нефтяном хабе Европы — хранилища оказались полностью заполнены, и танкеры выстроились в многокилометровую очередь, ожидая высвобождения хранилищ.
По данным корпорации Royal Vopak NV, крупнейшего в мире оператора нефтяных терминалов, к концу 2015 года 11 нефтехранилищ компании в Нидерландах уже были заполнены на 96% (против 85% в четвертом квартале 2014 года). Из них восемь терминалов находится в городской черте Роттердама. По состоянию на 19 февраля, сообщает мониторинговая фирма Genscape, в роттердамских терминалах хранилось 51,3 млн барр. сырой нефти.
В США около половины всех нефтяных резервов рассредоточено по нефтехранилищам на юго-востоке страны. Крупнейшим американским нефтехранилищем (также входящим в юго-восточный регион) является терминал в Кушинге, штат Оклахома. В конце февраля нефтехранилище в очередной раз за последний год обновило исторический рекорд заполненности: на этот раз показатель, по данным Минэнерго, впервые превысил 65 млн барр. при максимуме 73,01 млн барр. Тем самым заполненность хранилищ в Кушинге составляет сейчас 89%. Исторический максимум (91%) был достигнут в марте 2011 года — до введения в строй новых терминалов.
Исторический максимум
Аналитики банка Goldman Sachs доказали обратную зависимость нефтяных цен и объема запасов на историческом примере. После экономического кризиса в Азии в 1997 году потребление энергии начало тормозить, что привело к увеличению резервов в странах ОЭСР. К концу 1998 года пик заполненности нефтехранилищ (2,8 млрд барр.) совпал с минимумом нефтяных цен, достигавших $10 за баррель. В следующем году начало сказываться решение ОПЕК сократить добычу, объем стратегических резервов стал падать (до 2,5 млрд барр.), а нефтяные цены за весь 1999 год выросли почти в три раза.
«Рынок ожидают трудные времена до тех пор, пока спрос не превысит предложение и не наступит дефицит, — заявил Bloomberg аналитик Goldman Sachs Джефф Карри. — Но даже тогда переполненные хранилища будут дополнительным бременем, пока объем запасов не нормализуется». Средним, «нормальным», уровнем запасов в странах ОЭСР за последние шесть лет, по данным МЭА, является объем в пределах 2,7 млрд барр.