Рост тарифов на автострахование до 200%: мажилисмен подверг критике постановление АРРФР

22.05.2025

Источник: Информбюро

По его словам, документ приняли в одностороннем порядке, без учёта мнения около 6 млн автовладельцев страны.

Депутат Елнур Бейсенбаев подверг критике постановление Агентства по регулированию и развитию финансового рынка по автострахованию. Документ привёл к росту тарифов и лоббирует интересы страховых компаний, считает мажилисмен. 

"В результате принятия постановления вместо повышения эффективности страхования мы видим обратное – на карманы водителей наложено дополнительное бремя, а ряд норм документа противоречит Конституции. В частности, с 7 апреля страховая премия по регионам необоснованно резко выросла. Например, по сравнению с 2023 годом, первоначальный страховой тариф в регионах вырос в два раза и составил приблизительно 78 тысяч тенге, тогда как в Астане он вырос в три раза и достиг 112 тысяч тенге. Таким образом, столичный житель, впервые зарегистрировавший свой автомобиль, теперь заплатит не 36 тысяч, а 112 тысяч тенге, алматинцы – минимум 78 тысяч тенге, а жители других регионов приобретут страховой полис примерно за 40 тысяч тенге", – говорится в депутатском запросе Бейсенбаева.

Также, отмечает мажилисмен, в постановлении допустили норму, создающую неравенство между гражданами по страховому коэффициенту. Если гражданин Казахстана впервые оформляет страховку, то применяется класс А с коэффициентом 1,8. Для иностранца же сразу применяется самый высокий класс – 13-й с коэффициентом 0,5. В результате молодой водитель-казахстанец заплатит 80 тысяч тенге, а иностранному гражданину сразу предоставляется скидка в 50%. Такая разница грубо нарушает принцип равенства перед законом, считает депутат. 
Он обратил внимание на риски возникновения региональной дискриминации. В пункте 11 постановления указано, что за ДТП, произошедшее за пределами региона, где было зарегистрировано транспортное средство, бонус-малус (тарифный коэффициент) будет понижен на один класс ниже. По мнению мажилисмена, это ограничивает конституционное право граждан на свободное передвижение по стране. 

"Как соответствующий государственный орган принимает такую нелогичную норму, противоречащую унитарным принципам управления нашей страны? Кроме того, водители мотоциклов, скутеров и мопедов рассматриваются в одной категории наравне с владельцами автомобилей. Это тоже нелогично. Например, в 2023 году водитель скутера платил 7 тысяч тенге, а с 7 апреля эта сумма выросла примерно до 50 тысяч тенге. Само собой разумеется, что подобная ситуация значительно ударит по карману молодёжи и низкодоходных граждан, работающих курьерами. Теперь существует риск, что молодые люди вообще не смогут позволить себе оплатить страховой тариф, размер которого сопоставим со стоимостью самого скутера", – подчеркнул Бейсенбаев. 

По его словам, документ приняли в одностороннем порядке, без учёта мнения около 6 млн автовладельцев страны и без участия представителей транспортной отрасли. Такой подход, уточнил депутат, наводит на мысль о лоббировании интересов страховых компаний.

"Было бы логично и справедливо, если бы тарифы были подняты на 20-30%. Но здесь мы видим повышение тарифов до 200%. Это может привести к социальному недовольству со стороны водителей Казахстана", – заявил Бейсенбаев. 

Депутат предложил: 

  • пересмотреть постановление агентства № 87 от 27 декабря 2024 года;
  • рассмотреть альтернативный законопроект, инициированный партией Amanat, который направлен на регулирование вопросов страхования.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю