Российские банки стали демпинговать в погоне за корпоративными клиентами

04.09.2015

Источник: РБК

​Банки конкурируют за качественных корпоративных заемщиков, предлагая им кредиты по более низким ставкам и жертвуя своей маржой, пишет в обзоре «Российские банки: высокий уровень риска — это новое нормальное состояние» аналитик «ВТБ Капитала» Джейсон Гурвиц. За семь месяцев 2015 года объем корпоративных кредитов с учетом валютной переоценки замедлил рост до 0,9 п.п. Спрос со стороны высококачественных корпоративных заемщиков ограничен из-за сложной макроэкономической ситуации, хотя некоторые из них, вероятно, пытаются рефинансировать международные займы в российских банках, пишет Гурвиц. «В долгосрочной перспективе это, вероятно, поможет улучшить качество кредитных портфелей банков, однако в краткосрочной перспективе такая тенденция ведет к снижению маржи, так как банки в борьбе за высококачественных заемщиков делают им предложения по более низким ставкам», — объясняет Гурвиц.

С ним соглашается аналитик БКС Ольга Найденова. «Мы не видим конкретных заемщиков банков и условий выдаваемых им кредитов ни по какой отчетности, но по динамике доходности кредитных портфелей можно сделать вывод о том, что банки готовы идти на некоторый демпинг, чтобы избежать принятия на себя крупных рисков. В начале года у нас был резкий рост ставок, у банков подорожало фондирование, и можно было ожидать, что банки хотя бы частично попытаются переложить это на заемщиков, но этого фактически не произошло», — говорит она.

Банкиры считают, что конкуренция за крупных качественных клиентов растет, что приводит к снижению доходности кредитных портфелей. «Для кризисов это нормальная ситуация — конкуренция за крупных качественных заемщиков возрастает, банки хотят работать только с заемщиками с самым низким уровнем риска», — говорит руководитель корпоративного блока Промсвязьбанка Владимир Яшин. «За хорошего заемщика конкуренция была всегда, и маржа на них всегда была небольшая, особенность сегодняшнего рынка в том, что банки уходят от риска, кредитуют меньшее количество заемщиков, стараясь ограничиться только качественными корпорациями, и маржа по таким сделкам колеблется от 0,2% до 1%», — добавляет он.

С ним соглашается руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов Райффайзенбанка Оксана Панченко. «Мы видим возросшую конкуренцию, которая выливается в предложения с более низкими ставками для заемщиков. Банки либо снижают маржу, либо предлагают комплексные продукты, где более низкая ставка компенсируется дополнительным бизнесом с клиентом, в первую очередь открытием линий на пополнение оборотного капитала. В таком случае совокупная доходность по клиенту позволяет пожертвовать маржой ради сохранения качества портфеля», — объясняет она. Крупные корпорации, как правило, имеют лимиты на привлечение кредитов в нескольких банках из топ-10 и на момент заимствования выбирают лучшее из возможных предложение, добавляет Панченко.

Заместитель генерального директора группы «Т Плюс» по экономике и финансам Кирилл Лыков рассказал РБК, что на протяжении 2015 года ситуация на рынке заемных средств «менялась буквально на глазах». «В январе нам предлагали пролонгацию кредитов по ставке 22–25% процентов, а сейчас речь идет уже совсем о других цифрах — 12–14%. Существенный вклад в эту динамику вносит не только политика ЦБ, но и острая конкуренция между банками за заемщиков с хорошей репутацией. На фоне экономических сложностей привлекательность энергетических компаний для кредиторов традиционно растет — трудно​​​​​​​​сти приходят и уходят, а инфраструктура остается», — рассказывает Лыков.

Конкуренция возрастет не только за высококачественных клиентов, но и за клиентов из приоритетных отраслей экономики, кредитование которых должны наращивать банки — получатели дополнительного капитала за счет ОФЗ. Это также может снизить доходность портфелей, говорит Гурвиц. «Банки, принявшие условия докапитализации, будут вынуждены наращивать кредитные портфели в обозначенных сегментах, а качественных заемщиков в отраслях не так много, и за них будет также высокая конкуренция», — соглашается Найденова.

​«Это относительная нерыночная история, но за клиентов из отраслей, которые государство посчитало приоритетными, конкуренция также будет увеличиваться. Нельзя с уверенностью говорить о том, что банки и в работе с ними будут жертвовать маржой, просто заемщик, например, категории С из приоритетной отрасли будет иметь больше шансов получить кредит, чем заемщик той же категории из другой отрасли», — говорит Яшин.

В любом случае, тренда на снижение маржи не избежать, это долгосрочный тренд, который протянется до конца кризиса, говорит Найденова.

Сирануш Шароян, Александра Галактионова
Возврат к списку новостей

Рекламодателю